Владельцев каруселей обяжут проводить сертификацию аттракционов. Сегодня она добровольная. Документ, который вводит эту норму, подготовил минпромторг, сообщает единый портал раскрытия информации госорганами. Он устанавливает единые требования к аттракционам и запчастям к ним с июля 2016 года.
В 2009 году, когда правительством был утвержден единый перечень продукции, которая подлежит сертификации, список решили не дополнять каруселями, так как в то время Госдума разрабатывала отдельный законопроект об их безопасности. Но документ так и не обрел форму, и аттракционы выпали из всех перечней регулирования. Минпромторг решил ликвидировать этот пробел. Ввести надзор за этим рынком на федеральном уровне, говорит президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов Владимир Гнездилов.
"Сегодня процедурой надзора занимаются региональные и муниципальные власти", - подчеркивает собеседник "РГ".
Как действует схема выдачи разрешения на постройку каруселей и надзор за безопасностью? Предприниматель, который хочет разнообразить досуг семей в городе, может обратиться (а может и нет) к аккредитованной лаборатории специалистов, где после проверок получает заключение. Если в нем указано, что аттракционы безопасны и построены по всем требованиям, то предприниматель идет к местному чиновнику, чтобы тот дал добро на эксплуатацию.
Что даст новая система тем, кто катается на колесе?
С принятием нового документа во всех населенных пунктах требование о заключении от эксперта о безопасности аттракциона становится обязательным. А чтобы двери в парк были открыты, нужно каждую карусель сертифицировать. В обязательном порядке. Единые и обязательные требования напрямую повлияют на желающих отдохнуть в парках развлечений. Сводка происшествий на аттракционах этим летом наглядно показывает, что далеко не все предприниматели идут на сертификацию, что приводит к печальным последствиям.
Так, в Екатеринбурге одна из тележек на американских горках, в которой сидели четверо человек, перевернулась и упала с высоты пять метров. Среди пассажиров была десятилетняя девочка. А в Уфе ветер испортил отдых жителям города, где опрокинул батут, на котором прыгали дошкольники. Двое получили переломы, сотрясение мозга, но остались живы.
И далеко не всегда владельцев аттракционов удается привлечь к ответственности. Жесткость наказания для них обычно напрямую зависит от тяжести травм . Если все отделались испугом, то и предприниматель может избежать последствий. И лишь в некоторых случаях прокуратура может заставить хозяина парка развлечений пройти сертификацию.
Таким образом, поправки, предложенные минпромторгом, ликвидируют пробел в законодательстве, что повысит безопасность аттракционов. Как только документ минпромторга обретет законную силу, аттракционы, не соответствующие требованиям, будут закрыты.
По оценкам Владимира Гнездилова, новые правила не повысят цены на билеты в парках развлечений.
Документ минпромторга будет действовать, пока не вступит в силу техрегламент Таможенного союза. И уже в нем в зависимости от трех критериев риска - подъем и спуск с высоты, в кресле с наклоном, перемещение со скоростью - высчитывается уровень безопасности аттракциона.
Высокая степень риска означает, что он опасен для жизни, средняя - что здоровью пассажира может быть причинен тяжкий вред. Низкая степень риска предполагает, что человек может оказаться временно нетрудоспособным. Планируют также учитывать, как будет работать карусель, если произойдет нештатная ситуация, ошибся ли персонал или кто-то действовал намеренно, например, отключил электричество. Аттракционы, не отвечающие требованиям, закроют.