"Что касается ГЧП, я рассматриваю свои отношения с властью исключительно в плоскости оказания властью услуг по регистрации прав, взиманию арендной платы, соблюдению законодательных норм, - отметил член комиссии Общественной палаты по культуре, владелец усадьбы Середниково Михаил Лермонтов. - Вопрос в том, может ли быть партнерство, при котором для желающих вступить во владение усадьбой работал бы режим "одного окна", чтобы они могли прийти и решить вопросы всего спектра, которые возникают у владельца. Сейчас, когда мы начинаем рассказывать, что нужно пройти в разных инстанциях, желание стать владельцем усадьбы у многих пропадает".
По словам Лермонтова, от многих дворянских усадеб сегодня остались только воспоминания. Но только в Московской области сохранились как минимум сотни мест, которые могли бы быть возрождены, однако они оказались вне государственного финансирования, так как не имеют статуса музея-заповедника. Развивать их, как отметил эксперт, мешает неопределенное отношение к усадьбе с правовой точки зрения - это и недвижимость, и земля, и охранные обязательства. "Я уже не говорю о кадастровом учете - около 12 млн руб. нужно только чтобы привести эту собственность в надлежащий вид учета", - добавил Лермонтов. По его словам, законодательного обеспечения сегодня достаточно, а вот правоприменительная практика - это "тот кошмар", с которым сталкивается каждый владелец усадьбы. "Нужна консолидация усилий частных владельцев, чтобы сложилось некое пространство лоббирования интересов по правоприменительной практике. Прецедент играет все более важную роль, и этот прецедент у каждого свой", - отметил эксперт.
Оформление земли и документации та область, где ГЧП могло бы найти применение, согласен и Виссарион Алявдин. Он привел пример подмосковной усадьбы Красное, недавно вошедшей в Новую Москву. Была определена охранная зона, однако территория памятника оказалась усеченной примерно на треть. Причем от регулярного парка была отрезана часть с живописными прудами и островами. По словам эксперта, это типичная проблема, к парку отношение всегда второстепенное, и часто он оказывается искусственно, юридически отсеченным от главного дома и других построек. По мнению Алявдина, можно было бы подумать о некоей законодательной инициативе, которая придала бы приусадебным паркам статус отдельной охраняемой территории.
Еще одна область применения ГЧП - это инфраструктура, в том числе дороги и электросети. В одиночку владельцам усадеб это часто не под силу, а вот совместно с региональными властями проблемы могут быть решены. Невозможно без государства и развитие туризма, считают эксперты, в частности, создание новых маршрутов. Нужно развивать и совместную эксплуатацию исторических объектов, например, усадьбы совместно с музеями-заповедниками могут развивать гостиничный бизнес и другие, рестораны, кафе. Многие музеи-заповедники до сих пор испытывают нехватку этих услуг. Можно проводить и совместные сезонные мероприятия. Для всего этого не нужны серьезные законодательные изменения, добавил Виссарион Алявдин.
По словам председателя правления Общества изучения русской усадьбы Юрия Веденина, важно не забывать о сохранении культурного ландшафта усадьбы, и здесь речь идет не только о парке, но и всей близлежащей территории. Сегодня все чаще усадьбы оказываются в кольце нового строительства, и культурный ландшафт теряется, усадьба по сути "выходит в город". Зоны охраны, отметил он, работают очень плохо, даже когда они установлены - нарушения встречаются сплошь и рядом, и бороться с ними очень тяжело.
Эксперт обратил внимание еще на одну деталь - часто считается, что самое главное - повысить посещаемость усадьбы. Однако, по его мнению, каждая усадьба должна сама определять, какую нагрузку может выдержать. В развитии инфраструктуры усадьбы также важно избегать перекосов, чтобы не получилось, что основной комплекс - это "приложение" к фитнесу, СПА и гостинице. Главный смысл сопутствующих бизнесов - это все-таки сохранение культурного наследия. "Одно дело просто отреставрировать стены, другое - наполнить объект жизнью. Каждая усадьба это решает по-своему", - рассказал владелец усадьбы Хвалевское Юрий Войцеховский. В Хвалевском, например, помимо индивидуальных экскурсий работает художественная школа. Во многих других усадьбах проводятся выставки, творческие вечера.