22.07.2015 21:44
Культура

Илья Кутик: По-настоящему профессиональный поэт должен писать редко

Сегодня поэты стараются писать стихи, которые можно перевести за 5 минут
Текст:  Елена Яковлева
Российская газета - Столичный выпуск: №160 (6731)
Илья Кутик, поэт, литературный воспитанник Арсения Тарковского, человек из поэтической плеяды "метареалистов", читающий в известных мировых университетах курсы по Андрею Тарковскому, недавно приезжал на кинофестиваль его имени, и был членом жюри. О поэзии на экране и на бумаге - наш с ним разговор.
Читать на сайте RG.RU

Вы поэт из яркой поэтической плеяды - Алексей Парщиков, Иван Жданов, Александр Еременко… Откуда вы взялись?

Илья Кутик: Мы еще студентами Литинститута сошлись на поэтической почве. Регулярно встречались, делились идеями, книжками. С Алешей Парщиковым мы, познакомившись в 1978 году, до 1989 года виделись каждый день!

Алеша, уже ушедший от нас, поэт большого масштаба. Я думаю, мы его еще ощутим как поэта мандельштамовского уровня, но - в лучшие времена. Сейчас же такой момент… Люди не читают. В течение 10 минут не могут сосредоточиться на тексте. Надо быстрее, быстрее, быстрее - твиттер, клиповое сознание. А стихи, они сложные, их надо уметь вообразить. А еще прежде - хотеть вообразить. Это все уйдет, но пока…

Но стихи Парщикова - я недавно говорил с его вдовой - надо издавать уже сейчас хотя бы малой серией "Библиотеки поэта".

Алексей Парщиков - ярчайший из вашего поколения?

Илья Кутик: Только не спрашивайте про самого крупного поэта. Это все равно, что спрашивать, кого вы больше любите среди футуристов, символистов, акмеистов. Кто-то больше любит Мандельштама, кто-то - Гумилева, кто-то - Блока, кто-то - Андрея Белого. Но поэтическое поколение, да, есть. Это не родившиеся вместе, а вместе созревшие, вышедшие на сцену, осознавшие, что они существуют, люди.

Известный критик, преподаватель Литинститута Константин Кедров называл вас "метаметафористами", а литературовед Михаил Эпштейн - метареалистами. Метареализм не другое ли название сюрреализма?

Илья Кутик: Нет, в сюрреализме образы разбросаны, как игрушки детьми. А образы в стихе должны держаться на каком-то клею. И так, что вы не можете их разъять, разбить. В русском языке есть много возможностей "склеить", удержать их. Например, большинство написанных по-русски стихотворений прекрасно "держат" фонетические возможности языка.

Но сейчас поэты, в основном, пишут такие стихи, которые можно перевести за 5 минут и поехать с ними на фестиваль. А что там внутри, не важно. Я иногда говорю приятелям, что сымпровизирую таких стихов - на любых мне известных языках - штуки три за 10 минут. Это очень легко и очень не интересно.

Разве поэзия не импровизационна?

Исполняется 100 лет со дня рождения Михаила Матусовского

Илья Кутик: Импровизационна. Но она все-таки связана с одной устаревшей вещью, о которой теперь не любят говорить - с даром.

Да, для поэта важно мастерство. Поэт как горный лыжник, не думает, когда ему подогнуть колени, в нужный момент они подогнутся сами.

Но и по-настоящему профессиональный поэт не должен каждый день писать по стихотворению. Я считаю, что он вообще должен писать редко. Только тогда когда есть "диктант". Идет "диктант" - пиши. Заканчивается - останавливайся и жди следующего. Ожидания бывают очень долгими. Можно и 5 лет ждать, и 10. На это время можно найти себе достойные занятия - писать литературные эссе, переводить кого-нибудь.

А у нас сегодня большинство старается произвести в день по стихотворению. Не знаю зачем, раньше-то за это хоть деньги платили…

Метареализм повлиял на развитие поэзии? На другие "жанры"? На кино, например?

Илья Кутик: Ну Александр Сокуров мне кажется метареалистом. Разве это известная всем реальность, то, что предстает в его фильмах? Нет, это метафизическая реальность. Метареальность существует, хоть мы ее и не можем потрогать. На свете существует масса вещей, которые мы не видим или не можем осязать. Но искусство может их выявить и описать. Это вообще из Никейского символа веры - верить в Создателя всего видимого и невидимого. Ну и Юрий Арабов, постоянно работающий с Александром Сокуровым сценарист, из нашей компании.

Вам как поэту легко печататься?

Илья Кутик: Пожаловаться не могу. Все, что даю, пока печатают. На вопрос "Стихи нужны?" в течение 10-11 секунд приходят ответы "Немедленно". В этом смысле ситуация стократно лучше, чем вся предыдущая. Но …

Акустика не та?

Шеваров: Стихотворения в прозе Ирины Отдельновой - явление редкое

Илья Кутик: Да, акустика не та. Она изменится, конечно. Но сейчас такая "американская ситуация" в поэзии- поэты пишут для тех, кто рядом. Мне это никогда не нравилось. Хотя мы тоже писали друг для друга, но не только. У нас еще было представление, что поэзия это эстафета. Ты получаешь эстафету - от какого-то поэта. И видишь, что ему ее передал поэт N. Арсений Тарковский, например, считал, что он получил эту эстафету от Федора Сологуба.

Когда ты принимаешь и передаешь такую эстафету, ты общаешься с дальними. С теми, кого уже нет. Это разговор уже не только со своими 10 друзьями, а со всей традицией.

Русская поэзия, в отличие от других, вертикальна. Вертикальность эта значит - если вы пишите по-русски, то видите самое первое стихотворение написанное по-русски. Русский поэт раньше должен был знать все рифмы, все важные запятые и тире в русских стихах, без этого он не мог самостоятельно сочинить стихотворение. Только подражать, учиться. Самостоятельный же стиль возникает тогда, когда вы нашли в поэзии какую-то ветвь, к которой можете присоединиться и дальше ее развивать. Русская поэзия всегда поиск нового среди того, что уже отчасти было. Мандельштам называл русскую поэзию семинаром. То есть ты сидишь со всеми поэтами за одним столом, и можешь похлопать кого-то из них по плечу, не важно, жив он или нет.

Еще один пример вертикальной поэзии - китайская. Китаец был обязан знать на память две или три классические антологии, а в сумме - около тысячи стихотворений. Без этого он не мог сдать экзамен на элементарную чиновничью должность.

Но если каждый поэт должен взять эстафету, то как избежать эпигонства?

"РГ" впервые публикует неизвестные сонеты Варлама Шаламова

Илья Кутик: Но кроме образов, формы, визуальности у художника ведь есть свои идеи, которые он хочет донести. А если ты начнешь подражать одной образности - без идей, то выйдет бред какой-то.

В настоящей поэзии эпигонства не возникает. Без Блока и Маяковского не было бы Пастернака. Но зачем же Пастернаку быть вторым Блоком?! Блок обожал Фета, но в стихах Блок отнюдь не Фет.

Легче попасть под прямое влияние поэта другой культуры. Например, велико влияние Бодлера на русскую традицию. И Бродский без Одена был бы другим Бродским. У других можно что-то брать, а своих нужно развивать. Ну кому нужен второй - возьмем пример из кино - Андрей Тарковский? Хотя, несомненно, без Тарковского у нас был бы какой-то другой Сокуров.

На вопрос "Стихи нужны?" ответ приходит за 10 секунд "Немедленно!"

У Тарковского и Сокурова высока субъективность - без отсебятины. Серьги матери в "Зеркале" это же почти буквальные серьги его матери.

Илья Кутик: Возникновение из частности целого, создание из детали мифа - как раз и гарантирует возникновение произведения искусства. Серьги матери становятся частью мифа Тарковского.

И нашего.

Илья Кутик: Да. И это и есть искусство, без кавычек.

Литература