22.07.2015 21:23
Культура

Актер Сергей Пускепалис снял свой первый фильм в качестве режиссера

Актер Сергей Пускепалис снял свой первый фильм в качестве режиссера
Текст:  Александр Нечаев
Российская газета - Федеральный выпуск: №160 (6731)
На завершившемся в Ереване кинофестивале "Золотой абрикос" состоялась мировая премьера фильма "Клинч" - дебюта в кинорежиссуре Сергея Пускепалиса. Актерских наград у Сергея Пускепалиса не счесть от престижного "Серебряного медведя" Берлинского кинофестиваля до доморощенных "Ники" и приза "Кинотавра". Снятый по сценарию Алексея Слаповского "Клинч" - жестокий романс об учителе, чью жизнь в считаные мгновенья рушит влюбленная в него школьница.
Читать на сайте RG.RU

С одной стороны, видеть фамилию Пускепалиса рядом с титром "режиссер" не слишком удивительно - по своему основному образованию он театральный режиссер, поставивший пару десятков спектаклей в театрах по всей стране. С другой - именно в последние пять лет он стал по-настоящему востребованным киноактером.

Сергей Пускепалис поставил в Саратове "Приключения Солнышкина"

Отчего "Клинч" заставил его сменить приоритеты на пике актерской карьеры, Пускепалис рассказал корреспонденту "РГ".

До "Клинча" вы успешно совмещали актерские работы в кино и режиссуру в театре. Дебют в качестве кинорежиссера для вас новый вызов или логичный виток биографии?

Сергей Пускепалис: Это ожидаемый шаг. Я бы даже сказал, давно ожидаемый. Основы режиссерской работы мне ведомы. Но специфика кино, имеющего отличные от театра технологии, была мне незнакома. Я ведь на самом деле пошел сниматься в кино, чтобы ее изучить. Так сложилось, что предложение поработать киноартистом совпало с моим желанием попробовать себя в кинорежиссуре, то есть я не столько хотел сниматься, сколько снимать. Но учиться некогда было. ВГИК мне был не по зубам, я был уже слишком взрослым. А так можно было сниматься у хороших режиссеров и смотреть, как все делается. Поэтому у меня вместо теории сразу была практическая школа с отличными ребятами, которые снимают хорошее кино. И мое киноактерство можно считать таким ВГИКом: я видел, какие приемы мне подходят, а какие нет. Теперь для меня нет загадок в том, как делать кино, я изучил этот букварь от "А" до "Я", то есть от кастинга и запуска до монтажа.

Означает ли это, что вы менее активно будете сниматься в ближайшие годы?

Сергей Пускепалис: В связи с "Клинчем" я пока отказываюсь от предложений сниматься. Вообще стараюсь не прыгать по кочкам, когда есть какое-то значимое, энергозатратное дело. И потом я сейчас работаю по основному виду своей деятельности.

Вы же со Слаповским давно дружны. Этим обусловлен выбор материала для дебюта?

Сергей Пускепалис: Алексей Слаповский приносит мне удачу, у нас с ним уже готово четыре киносценария, один из которых стартовал благодаря продюсеру Рубену Дишдишяну. Огромная радость и счастье найти своего автора, который пишет так, как ты думаешь и чувствуешь. Мне многое в его произведениях близко - там всегда есть интерес и любознательность к жизни, поиск в обычном необычного. Он удивлен этой жизнью - и я тоже. Еще учась в ГИТИСе, я начал работать над его "Пьесой номер 27". Это была достаточно удачная работа. Дальше ставил его спектакли в разных городах и театрах. Все они имели неизменный успех и являлись экзаменом моей творческой состоятельности. Не стала исключением и пьеса "Клинч", написанная 15 лет назад. Желание сделать из нее киносценарий возникло после того, как я поставил "Клинч" в уфимском Молодежном театре. Билетов на тот спектакль было не достать. Интерес зрителей к этому материалу сподвиг нас с Алексеем к тому, чтобы засесть за киносценарий и показать "Клинч" более широкому кругу. Мы стали над ним работать, изменять, добавлять новые истории, чтобы подстроиться под специфику кинематографа, существенно расширять линию героя.

Сергей Пускепалис: Роли злодеев мне почему-то не предлагают

"Клинч" Слаповского не столько пьеса, сколько зарисовка, которую можно снять и как историю о "нашествии варваров", и как абсурдистскую драму о распаде семьи, и как черную комедию. В какую сторону было интересно двигать историю Слаповского вам?

Сергей Пускепалис: В центре сюжета клинч отношений между поколениями next и людьми моего возраста. Мы не очень хорошо понимаем ребят, которым по 20 - 22 года. И разница между нами существенная, они жители России, а мы все еще мысленно в СССР. У нас разные понятия о жизни, любви, истине. В "Клинче" все это сталкивается, и появляются неприятные ответы. Ну или еще большие вопросы. Но в основе основ истории самоидентификация главного героя, учителя Федорова. Он в нашем фильме крепкий мужчина, образованный, глубоко чувствующий и пытающийся скрыть от окружающих нежность своей души. В этих попытках он постепенно костенеет, как и каждый из нас. Но та внутренняя жизнь, которая в нем присутствует, не дает ему спокойствия. И результат этого беспокойства все, что с ним происходит в "Клинче".

Как вы относитесь к попыткам провести параллели между "Клинчем" и фильмом Александра Велединского "Географ глобус пропил"? И здесь, и там учитель, влюбленная ученица, полный швах на личном фронте у героев...

Сергей Пускепалис: А я просто не вижу этих параллелей. Наш фильм совершенно не похож на "Географ глобус пропил". Если и есть сходство, то только в одном - главный герой работает учителем. Но и то оно относительное. Наш Федоров учитель по призванию, он любит свою профессию, то, что делает. А в "Географе" Виктор Служкин занимается этим по необходимости, по стечению обстоятельств.

Главную роль в "Клинче" играет Алексей Серебряков. Рассматривали ли вы других кандидатов на роль учителя?

Сергей Пускепалис: С момента написания киносценария прошло лет шесть. И за это время и текст, и образ главного героя сильно менялись. Когда мысли перешли к тому, кто бы мог это сыграть, было несколько кандидатур. Но компас точно показал на Алексея Серебрякова. Как только это случилось, мы стали доделывать историю конкретно под него, с учетом его особенностей. Хотя я с Серебряковым до этого не был знаком. Когда материал был изменен, я показал его Серебрякову и встретил понимание. Мы, кстати, вместе с ним прошлись по сценарию, он внес какие-то предложения.

Эта история настоялась как хорошее вино, она нашла своих героев

После этого история раскрутилась: я понял, кто у него должна быть жена, кто сын, кто возмутительница спокойствия. Федоров - планета, вокруг которой все крутится. И сейчас я вижу Лешу в кадре и понимаю - это тот учитель, тот Федоров, который у меня уже жил в голове. Другого учителя и быть не могло для этой истории.

Эта история настоялась как хорошее вино, она нашла своих героев, работать с которыми одно удовольствие. Для Серебрякова главное, чтобы ему не мешали сниматься, потому что он сам все прекрасно знает, ориентируется в гранях и границах своего героя. У него прекрасная партнерша - Ася Домская, она дебютантка. И мы с ней в этом похожи - в этом смысле мы в одной лодке. Вообще, я внезапно понял, что дебют оказался страшно увлекательным занятием.

Кадры из фильма "Клинч"
Наше кино