Немцы, судя по данным портала autotraveler.ru, который следит за ценами в Европе, отдают за литр Аи-95 в 2,6 раза больше, за дизель переплата - в 2,1 раза. Даже жители Киевской области Украины за любое топливо оставляют на автозаправке в среднем в полтора раза больше денег.
Тем не менее розничные цены на бензин в России продолжают медленно повышаться: в июне они поднялись на 0,9 процента. При этом литр топлива у производителя, который через посредников поставляет бензин на автозаправки, дорожает в 11,6 раза быстрее, подсчитали в Росстате.
В чем подвох? Почему такой дисбаланс сложился на этом рынке? Эксперты "Российской газеты" объясняют это задержкой реагирования розничного сегмента на повышение цен у производителей. Поэтому с последней недели августа вплоть до конца сентября автолюбителей ждет более ощутимое подорожание топлива, однако давать прогнозы аналитики не готовы.
Процесс доведения бензина от производителя до потребителя - довольно долгий. Он занимает не меньше месяца, говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. В Союзе нефтегазопромышленников РФ на это отводят еще больше - 3-4 месяца. Выходит, сейчас в бензобак попадает топливо, которое разлили не вчера, а как минимум двумя месяцами ранее.
К тому же с завода бензин очень редко попадает сразу на автозаправку. Обычно его сначала привозят на крупную нефтебазу, следом - отправляют на ту, что поменьше, а уже оттуда - на АЗС. По законам рынка, чем больше посредников - тем выше наценка. И за каждую транспортировку и каждый день хранения бензина платит в итоге потребитель. Отсюда и столь высокая разница между ценой производителя и из "пистолета" - в 1,7-2,2 раза, поясняет Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников.
Как ни странно, но меньше всего прибыли в этой цепочке имеют владельцы автозаправок. По оценкам собеседника "РГ", их наценка - от 2 до 4 процентов . "И дело тут даже не в том, что заправщики - добрые люди, а в том, что музыку заказывают те, кто производит бензин, - продолжает эксперт, - они-то и отбирают максимум прибыли".
В таком дисбалансе рынок живет несколько лет, вспоминает Евгений Аркуша и обнадеживает: на розничном рынке поднять цены на такую же величину, как в опте, тяжело. Поэтому он не ожидает резкого роста стоимости топлива на "пистолете". Но ведь разница стоимости должна когда-то дойти до потребителя, парирует Рустам Танкаев: "Будет адекватный скачок, скорее всего, в сентябре. Чтобы разобраться, почему это неизбежно, нужно смотреть на цену бензина в долларах или евро".
Прямой конкурент внутреннего рынка - внешний. Если там цены выше, то и в РФ они должны идти вверх. "У нас пониженные пошлины на экспорт, поэтому нет иных способов корректировать рублевые и долларовые цены, кроме как еще больше топлива отправлять за рубеж", - рассудил эксперт. Например, в Германии, главном европейском партнере России, Аи-95 вчера стоил 92,9 рубля. Экспортерам это выгодно, так как выручка у них - в валюте.
В качестве меры стабилизации на рынке Россия уменьшает экспорт бензина, что и произошло на этой неделе, добавляет Евгений Аркуша. Как показывают данные Росстата за первое полугодие, экспорт автотоплива упал на 3,9 процента, дизельного - увеличился на 16,6. Эти цифры "подправит" возвращение в РФ белорусского бензина: он увеличит предложение и стабилизирует цены в рознице.
В любом случае трехзначных цифр на табло при въезде на автозаправку никто не ждет. К тому же хорошие новости пришли от Всемирного банка. Он пересмотрел прогноз по среднегодовой цене барреля нефти - с 53 до 57 долларов, так как за последнее полугодие "черное золото" прибавило в цене 17 процентов.
Для автолюбителей новость хороша тем, что ожидания аналитиков перешли в позитивную плоскость. Это играет немаловажную роль для рынка в целом. Если прогнозы оправдаются, это будет означать дальнейшее повышение цены нефти, что отзовется увеличением доходов федерального бюджета и умерит пыл экспортеров бензина. Меньше экспорта - стабильнее цены.