28.07.2015 00:21
Экономика

Небольшие фермерские хозяйства созрели для кооперации

Небольшие фермерские хозяйства созрели для кооперации
Текст:  Инна Зубарева
Российская Бизнес-газета - : №29 (1008)
По мнению столичных властей, региональным фермерам несложно попасть на московский рынок. Кроме того, они могут кооперироваться и эффективнее обеспечивать сбыт своей продукции. Сами же владельцы хозяйств уверены: кооперация не решает многих проблем, хотя это и неплохой инструмент для развития.
Читать на сайте RG.RU
В Москве появятся магазины фермерских продуктов

По словам замруководителя департамента торговли и услуг города Москвы Дениса Косторного, у региональных фермеров есть как минимум три возможности выхода на столичный рынок сельхозпродукции. Первый канал - это работа на рынках. Сейчас там 4 тыс. свободных мест, которые предоставляются фермерам либо на льготных условиях, либо бесплатно. Второй канал - ярмарки выходного дня. В Москве работает 109 площадок. В 2015 году была проведена модернизация системы участия в ярмарках. Теперь места распределяются в пропорции 50 на 50 между самостоятельно торговцами, имеющими личное подсобное хозяйство, и предпринимателями, а также лицами, которые нанимают продавцов. Место и торговое оборудование предоставляются бесплатно. Система принятия заявок работает в электронном виде. "В ходе недавней заявочной кампании поступило 20 тыс. заявок. Все, кто не получил места, попадают в лист ожидания и в случае выбывания человека с ярмарки в личный кабинет заявителей из листа ожидания рассылается уведомление. При этом ведется контроль качества - поставщики некачественных товаров заносятся в "черный список" и теряют места на ярмарках", - рассказал Денис Косторной на "круглом столе", организованном Комитетом МТПП по развитию предпринимательства в АПК.

Третий канал реализации сельхозпродукции - региональные ярмарки. Администрация региона самостоятельно определяет компанию-оператора, которой департамент торговли и услуг бесплатно предоставляет шатер в Москве. Оператор должен быть готов объединить фермеров для участия в региональной ярмарке, она также берет ответственность за обеспечение охраны, санитарного состояния.

Однако, по мнению заместителя директора Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), председателя Аграрной партии России Ольги Башмачниковой, на рынки фермерам все-таки попасть непросто. Во-первых, аренда места дорогая, во-вторых, фермеру некогда стоять и торговать, нужно нанимать продавца.

Поэтому на московских рынках редко можно встретить самих фермеров. Многие стараются реализовывать продукцию на региональных ярмарках. Ярмарки выходного дня в Москве привлекают некоторых фермеров, которым выгодно самим заниматься торговлей в уикэнд - условия лучше, а разница в цене обеспечивает мотивацию поездки. Но это так, если не нужен холодильник, - арендовать холодильное оборудование уже дорого.

Российским фермерам предложили метод для продвижения продукции

"Сбыт нужно организовывать разнонаправленно. Это региональные фермерские рынки - несколько таких строится в Московской области, они могут иметь кооперативную основу и выгодные для фермеров условия, продуктовые ярмарки, торговые палатки, фермерские магазины шаговой доступности. Недавно в СМИ была информация о выделении рыночной площади для фермеров в крупных торговых центрах под маркой "лавка-лавка". Посмотрим, как это будет работать. Если фермерская продукция как органическая, экологически чистая будет реализовываться по высоким ценам, это может быть выгодным для фермеров. С утверждением стандарта "продукция органического производства" это вполне возможно в ближайшем будущем", - говорит Ольга Башмачникова.

Сами фермеры не очень оптимистичны в вопросе "попадания" на продуктовые полки столицы. Евгений Трифонов, управляющий сети медовых лавок "Fermer365.RU", считает, что только единицы могут позволить себе еженедельное присутствие на ярмарках выходного дня: "Основным критерием получения торгового места для фермера является очередность подачи заявки в электронном виде в систему. Желающих участвовать больше, чем торговых мест, это приводит к коррупции. Во-первых, фермеры не могут постоянно отслеживать начальные сроки подачи заявок, во-вторых, очередность не решает вопрос справедливого распределения торговых мест, так как скорость работы на компьютере - это не самый главный профессиональный навык фермера".

Фермерам могло бы быть выгодно выходить на покупателя с помощью вендинговых аппаратов. В 2010 году цены на сырое молоко резко снизились, и фермы, по сути, попали в финансовую западню. В это время Иван Соломаха, автор проекта "А-Молоко", подсмотрел молокоматы в Италии. Это холодильники с купюроприемниками, в которых каждый день меняют танк с молоком. Молокоматы дают возможность выйти на потребителя, минуя заводы. Стоимость такого устройства окупится в течение года и дальше можно на нем зарабатывать. "У нас есть 30 молокоматов, куда поступает охлажденное молоко прямо с фермы и продаются некоторые продукты. Это для нас социальный проект, чтобы люди могли покупать натуральные продукты в два раза дешевле, чем на полках магазинов. Но все точки стоят только в Московской области. Чтобы установить его в Москве, нужно разработать общие санитарные нормы. Надеемся, что в ближайшее время город решит эту проблему", - говорит Светлана Витковская, представитель фермы "Братья Чебурашкины. Семейная ферма".

Впрочем, не все фермеры так уж стремятся попасть на столичные прилавки. В последнее время появляются мини-хозяйства, которые работают для клиентов-соседей, делая ставку на качество своей продукции. "Маленьким фермерам рынки Москвы и области, наверное, неинтересны, так как объемы производимой продукции не будут отвечать спросу, - рассказывает Марина Тоцкая, хозяйка маленькой фермы. - Самое лучшее - это объединение фермеров в мини-кооперативы. Тогда качество продуктов не будет ухудшаться. Мы уже объединили около 5-7 фермеров. И если объединение будет расти, тогда места на рынках Москвы можно будет рассматривать".

Отечественные производители получат льготные кредиты

Кооперация фермеров решает большое количество проблем за рубежом. Это альтернатива коммерческой системе движения продукции от поля до прилавка, выгодная фермерам. Доход от реализации продукции, полученный в кооперативе, распределяется между членами кооператива, это повышает доходность фермеров. Большое развитие сельскохозяйственная потребкооперация получила в молочном животноводстве. Пример: такие всемирно известные кооперативы, как Valio и Kampina. В мясном скотоводстве используются кооперативные откормочные площадки. Развита кооперация по сбору и фасовке овощей и фруктов. Существуют кооперативные рынки.

"Я за фермерские кооперативы, - говорит фермер Александр Почепцов. - Сбыт обеспечен, ссуды внутри кооператива за вменяемые проценты, юрподдержка, обмен продукцией (например, сено на зерно), помощь техникой. У меня сейчас работает такая схема".

Быстро кооперативную систему не построить. "Национальный проект развития АПК дал старт развитию кооперации в нашей стране. Но после его завершения многие начинания свернулись. Развитие сельскохозяйственной потребкооперации должно входить в стратегию развития сельского хозяйства и сельских территорий. Концепция ее развития принята и утверждена Минсельхозом России, но дальше не идет. А без инвестиций здесь не обойтись. Именно вложения в создание кооперативных мощностей по хранению и переработке смогут стимулировать фермеров и ЛПХ объединяться в кооператив. Параллельно нужно решать законодательные вопросы определения субсидиарной ответственности. Заниматься этим нужно серьезно и неутомимо. И тогда через несколько лет у нас будет создана инфраструктура, поддерживающая малый аграрный бизнес, улучшится ситуация с продовольственной безопасностью сохранятся сельские территории", - уверена Ольга Башмачникова.

АПК