В законе о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, появится понятие "иностранная структура без образования юридического лица", под которым подразумевается форма коллективных инвестиций или доверительного управления собственностью, траст и другое аналогичное образование, которое не является юридическим лицом по иностранному праву.
"Приняв этот законопроект, мы сможем распространить нормы о противодействии отмыванию таких доходов на экономические отношения, в которых участвуют всякого рода квазикорпоративные структуры, то есть образования без статуса юридического лица, договорные всякие структуры и так далее", - говорил на одном из заседаний кабмина Дмитрий Медведев.
Инвестиционные и доверительные объединения - это один из способов избежать публичности при получении доходов и возможность "спрятать" их от налогообложения. Поэтому попытка сделать трасты прозрачными будет способствовать пресечению преступности и устранению офшорных схем.
"До сих пор в законе было прописано, что такой контроль осуществляется за гражданами России, иностранными гражданами, отечественными и иностранными юридическими лицами и лицами без гражданства. Однако в финансовых операциях активно участвуют и объединения юридических и физических лиц, про которые в законе указания не было", - говорит управляющий юридической фирмы Prime ligal Арик Шабанов. Отсутствие в законодательстве понятия "иностранной структуры без образования юридического лица" позволяло трастам не раскрывать своих бенефициаров в России.
"Такие изменения необходимы, так как их отсутствие не позволяло применять нормы закона о легализации доходов к определенному кругу юридических лиц, а также иностранным структурам без образования юридического лица", - отмечает руководитель отдела международных проектов юридической компании URVISTA Наталья Побежимова. В итоге целая категория финансовых объединений выпадала из-под контроля.
Одновременно законопроектом уточняется понятие "клиент", к которому предлагается отнести в том числе и иностранную структуру без образования юридического лица. Российские организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, обязаны принимать меры по идентификации бенефициарных владельцев таких клиентов.
Из определения понятно, что обязанность устанавливать выгодоприобретателей зарубежных организаций прежде всего появляется у банков. Кредитные организации должны будут устанавливать состав имущества трастов, имена и адреса учредителей и доверительного собственника.
"Такой закон будет полезен для более полного понимания банками, с каким иностранным клиентом они имеют дело, - говорит управляющий партнер Группы компаний SRG Федор Спиридонов. - И вопрос даже не в уточнении регистрационного номера, кода налогоплательщика или места ведения основной деятельности. Важнее знать, кто именно является учредителем или доверительным собственником фонда, партнерства или траста. Применение к иностранным трастам так называемого "антиотмывочного" закона - это попытка сделать процесс противодействия отмыванию доходов более эффективным и перекрыть возможные лазейки получения капитала преступным путем".
Сегодня трасты являются самым непрозрачным для налоговиков местом, в котором можно спрятать доходы от налогообложения. Но добраться до выгодоприобретателей структур с доверительным управлением финансами не просто даже с принятием документа. Напрямую из России операции с трастами осуществляются крайне редко. Чаще всего это цепь операций, которые приводят деньги к трасту.
Документ же обязывает банки выявлять бенефициаров только при прямом взаимодействии с трастом, то есть в том случае, если сама трастовая организация является клиентом российского банка.
В нынешнем виде закон вряд ли поможет установить конечных выгодоприобретателей трастов. В то же время обременять банки проведением расследования для того, чтобы восстановить всю цепочку прохождения денег до траста, - значит возлагать на них слишком большую дополнительную нагрузку.
Обнадеживает лишь то, что процесс выявления конечных бенефициаров, в том числе и трастов, носит сегодня международный характер. Четвертая директива, принятая Европарламентом весной 2015 года, обязывает каждую страну ЕС создать реестр конечных бенефициаров зарегистрированных на ее территории компаний. В том числе в такой реестр должны войти трасты, даже в том случае, если они располагаются в офшорах.
Неограниченный доступ к информации, содержащейся в реестрах, получат правоохранительные и государственные органы ЕС, а также "юридически обязанные лица", такие как банки или юридические фирмы. Страны Евросоюза должны сформировать такие реестры к 2017 году.
Предположительно, российские налоговые органы получат доступ к информации реестра в 2018 году.