30.07.2015 00:22
Общество

В Госдуме предложили обязать мужчин оплачивать аборты

Мужчинам предлагают расплатиться за внебрачные отношения
Текст:  Анна Маркова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №167 (6738)
Скандальный законопроект подготовил депутат Госдумы Алексей Лысяков. Автор предлагает ударить рублем по безответственности мужчин, заставив их платить за аборты.
Читать на сайте RG.RU

Если же несостоявшийся отец начнет уклоняться от возмещения государству расходов по искусственному прерыванию беременности, то для таких парламентарий предусмотрел административное наказание. Обязательные работы на срок до ста часов или административный арест до пятнадцати суток. Причем ни обязательные работы, ни арест не освободят отца неродившегося ребенка от оплаты операции. Исключение - случаи, когда прерывание беременности вызвано медицинской необходимостью. Изменение предлагается внести в статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". Новый порядок должен, по мнению разработчика, усилить ответственность мужчины за здоровье матери и жизнь ребенка. А также улучшить демографическую обстановку в стране.

В Москве пройдет акция "Не оставляй ребенка в машине"

Со статьей 56, говорящей об искусственном прерывании беременности, ситуация странная. Не будем подробно разбирать спор между учеными-эмбриологами, генетиками, богословами, с одной стороны, и гинекологами при чинах - с другой. Напомним, первые утверждают: человек является человеком, обладающим всеми присущими человеческому существу качествами, а значит, и правами уже с момента зачатия. Официальная точка зрения гинекологии - после оплодотворения мы имеем дело с оплодотворенной яйцеклеткой, а потом эмбрионом, зародышем или плодом. Человеком, принято считать в нашей медицине, плод становится после рождения. Это же декларируется в Конституции. И никакие сверхсовременные съемки зародыша, отчаянно сопротивляющегося операции аборта, медиков при должностях не убеждают. Юристы прекращают все разговоры о необходимости юридически признать человека человеком с момента зачатия словами о том, что для этого пришлось бы менять Конституцию. Точка.

Спор, с какого момента мы признаем зачатую новую жизнь человеком, отнюдь не абстрактный. Если мы считаем, что человек становится человеком уже с момента зачатия, то аборт - убийство. Если плод, развивающийся в женщине, это эмбрион, недочеловек, то можно спокойно рассуждать о праве женщины распоряжаться своим телом. На этом и базируется статья 56 об искусственном прерывании беременности.

В части первой статьи сказано: "Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия". Удивительно, но мужчина, отец ребенка, здесь даже не фигурирует. О мужчине в статье ни слова. Мужским "информированным и добровольным согласием" никто не интересуется. Оповещать его о беременности никто не обязан. Равно как и информировать о принятом решении пойти на аборт.

И это, с одной стороны, перекладывает весь груз ответственности на женщину, которая вынуждена единолично, часто в состоянии гормонального стресса и не лучшего самочувствия, решать, как ей поступить. С другой стороны, в такой ситуации мужчина поражен в правах. Он может стать вынужденным соучастником убийства своего ребенка, даже не ведая об этом. Потому что ничто сегодня не обязывает женщину сообщать мужчине, что она от него беременна, и считаться с мнением мужчины, сохранять ребенка или нет. Женщине сегодня предоставлено право единовластно распоряжаться не только своим телом, но и вновь зародившейся жизнью.

Хотя количество абортов с 2006 по 2012 год снизилось на 30%, по экспертным оценкам, их реальное число - 5-8 млн в год. И это без учета абортов в частных клиниках и медикаментозного прерывания беременности таблетками под названием "бэби-капут". Широкое использование средств, которые стоило бы назвать "капут и маме, и бэби", наносит невосполнимый урон по репродуктивному потенциалу страны. А еще сломанные судьбы, подорванное здоровье.

Путин ввел новые запреты для усыновителей

Где же выход? Депутат Госдумы Евгений Федоров предложил ввести уголовную ответственность за аборты, сделанные не по медицинским показаниям, - тюремное заключение до года. Причем и для женщины, и для ее партнера, и для врача. Кроме того, запретить производство и продажу средств медикаментозного прерывания беременности. А если аборт делают по медицинским показаниям, необходимо согласие мужа. Кардинальный законопроект правительство не поддержало. Сторонники инициативы депутата Евгения Федорова обещают: после корректировки его повторно внесут в Думу.

Менее радикальны предложения главы Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной. Первое: вывести аборты из системы Обязательного медицинского страхования и проводить их только в государственных медучреждениях (искусственное прерывание беременности за счет средств ОМС допускается только при наличии медицинских или социальных показаний). Второе: запретить свободную продажу абортивных препаратов. Третье: в обязательном порядке предоставлять женщинам, решившимся на аборт, визуализацию плода и его сердцебиения. В Испании подсчитали: 80 процентов женщин, увидев УЗИ будущего ребенка, от аборта отказываются.

Что касается инициативы депутата Алексея Лысякова, вводящей финансовую и административную ответственность для мужчин, то пока неясно, как будет решаться вопрос, если отец ребенка уйдет в несознанку. Боюсь, возникающие коллизии обогатят лишь передачи в жанре "Пусть говорят", причем не одним красочным сюжетом. Хотя сама идея очертить ответственность мужчины за аборт достойна внимания. Все эти законодательные инициативы ждут осени.

Мнение церкви

Искусственный аборт рассматривается всеми религиями мира как убийство ребенка.

Русская православная церковь, поддержанная представителями основных конфессий России, считает: надо законодательно установить, что "человек становится человеком с момента зачатия". А значит, государство неоправданно несет на себе бремя оплаты искусственного прерывания беременности. И налогоплательщики вынужденно проплачивают чужое убийство. Поэтому, считает церковь, надо вывести операцию аборта из Обязательного медицинского страхования. Но одновременно нужно создать условия для рождения детей и воспитания ребенка. И, главное, поддерживать будущих мам, помогая им сделать правильный выбор. В поддержку предложения РПЦ активистами движения "За жизнь" собрано сто тысяч подписей.

Астахов: В детских туристических лагерях нужно усилить безопасность

Греция. Основную борьбу против абортов в Греции, занимающей первое место по абортам в Европе, ведет церковь. Духовенство говорит: столь плачевное состояние страны - результат правления предыдущего либерального правительства, которое вело себя по отношению к населению как оккупанты. Ситуация настолько пугающая, что митрополит Нектарий (Антонопулос) считает необходимым заниматься профилактикой абортов уже во время бесед с детьми в православном лагере.

На Кипре защитой жизни занимается "Общество нерожденного ребенка", возглавляемое отцом Саввой Михайлидисом, который спасает не только киприоток, но и русских, украинских, молдавских женщин, попавших в поисках заработка в притоны.

В Хорватии в Конституции страны говорится: человек становится человеком с момента зачатия. Заслуга в принятии этого положения принадлежит католической церкви.

Аргентина. Огромную роль в организации акций против абортов играет католическая церковь. Недавно был подписан закон против гормональной контрацепции. Вслед за Аргентиной поправки, ограничивающие или запрещающие гормональную контрацепцию, были приняты в других испаноязычных странах Латинской Америки.

Испания. Каждый день в стране делается более 300 абортов. Каждые 4,7 секунды в Испании лишают жизни одного ребенка. Это более 120 тысяч неродившихся детей в год. Церковь вместе с общественностью требует изменения "закона Аидо" о свободном разрешении аборта.

Семья и дети Госдума