Гурьевская каша, фаршированная щука, суточные щи, холодец с хреном, румяные блины с икрой, утка с яблоками, уха из стерляди, соленья да варенья - многое из того, чем потчуют сегодня даже высоких иностранных гостей, пришло на стол из наших храмов и церквей.
Традиции приготовления блюд закладывались еще в IX-X веках. Первые записи рецептов русской кухни принадлежат монахам-летописцам. Некоторые сохранились до наших дней.
- И знаете, блюда, приготовленные по оригинальным рецептам, самые полезные и вкусные, - рассказывает "РГ" Надежда Усманова, генеральный директор главного Музейно-выставочного комплекса Московской области "Новый Иерусалим", что в Истринском районе. - Самым большим спросом в меню нашего кафе у туристов пользуется щука под польским соусом и капуста в кляре, как раз то, что любил Святейший Патриарх Никон - основатель знаменитого Новоиерусалимского монастыря.
Рецепты блюд здесь восстановили по архивным документам семнадцатого века. Нашли в них и сладость, которую ели во время постов. Получилось оригинальное лакомство с ароматом корицы и гвоздики. Теперь Новоиерусалимская коврижка - это гастрономический бренд монастыря.
- Некоторые блюда настолько нравятся туристам, что впору наряду с паломническими задуматься и о гастрономических турах, - рассказывает Надежда Усманова.
И ведь это правильно, отмечают эксперты туристической индустрии. Насколько возрастет турпоток к тем же храмовым комплексам, расположенным в деревнях и селах почти близ каждого крупного города России, если в путешествии к ним можно будет получить отнюдь не только духовную пищу. В конце концов правильная еда и насыщает, и очищает. Можно запастись рецептами, и будет чем порадовать родных и близких во время постов.
- В Европе проводятся гастрономические туры к небольшим винодельням и сыродельням. У нас пока этого нет, зато есть уникальные церковные блюда. Почти при каждом крупном храме есть лавочки, где можно приобрести выпечку местных пекарен, - рассказывает гид-экскурсовод Татьяна Дмитриева. - Как-то в магазинчике при одном из сибирских храмов мы купили несколько видов замечательного сыра - даже с паприкой, с травами. И это было, когда об импортозамещении никто и не говорил. Я еще тогда подумала, какие молодцы наши монахи, делают сыр лучше, чем в Европе.
- Мы пошли еще дальше: хотим поставлять наши постные фирменные новоиерусалимские коврижки из яблочного и малинового варенья, орехов, постного масла и муки на прилавки городских магазинов. Думаем о том, чтобы продавать также компоты и варенье по монастырским рецептам.
Такая предприимчивость не осуждается, показывает реакция большинства туристов. Наоборот, монастырский - значит качественный, сделанный с душой. Это особый, хороший знак. Пример - монастырская выпечка из Сергиева Посада. Я сама была свидетелем тому, как буханки хлеба, сделанные по старинным рецептам, на одном из подмосковных рынков разлетались как горячие пирожки. Казалось бы, всего лишь хлеб, а очередь стоит.
А в Пушкинском районе Московской области есть племзавод "Зеленоградский", который работает под патронатом Русской православной церкви. Узнали мы об этом, кстати, случайно. Как-то поехали на выходные в лес и увидели автомат по продаже молочной продукции прямо, можно сказать, в полях. Опустили четыре десятирублевых монеты и получили пол-литра отменной ряженки.
Увидела я чудо-машину и вспомнила, как однажды в Швеции, где, как известно, близкая к оптимальной модель "социального государства" и в целом высокий уровень жизни, меня удивил в общем-то обыденный (для шведов) пример. В школах этой страны стоят молочные автоматы по типу тех, что наливают чай и кофе. И в последние годы дети там стали меньше болеть. Особенно радует взрослых, что школьники стали пить гораздо меньше газированных и энергетических напитков.
Вот бы нам молочные автоматы в школы! Ведь, как говорят в Роспотребнадзоре, если содержание молочных продуктов в рационе подростка составляет менее 50 процентов, это чревато неполноценным развитием организма и болезнями. Но при этом далеко не каждый российский школьник выпивает в день хотя бы стакан кефира или молока.
Такие вот передовые православные технологии.
1. Монастырский квас. Берут стакан квасного солода, 2 столовые ложки изюма, лимон и яблоко, стакан ржаной муки, столовую ложку меда, чайную ложку высушенных листьев малины и 2 литра воды. Ржаную муку заварить крутым кипятком и дать остыть. Яблоко, лимон и изюм промыть и пропустить через мясорубку. Листья малины измельчить, добавить мед, солод, яблочно-лимонно-изюмную кашицу, заваренную муку и оставшуюся воду. В качестве ароматизаторов можно использовать анис, тмин, шалфей или другие пряности. Тщательно перемешать и оставить в теплом месте на пару дней для брожения. Процедить, охладить. Квас готов.
2. Грибная икра. Два стакана сухих грибов замочить в воде на 6-12 часов. Варить в небольшом количестве воды, пропустить через мясорубку. Поджарить в растительном масле нарезанный репчатый лук до светло-коричневого цвета. Смешать грибы с луком, добавить по вкусу соль, уксус, сахар, грибной отвар.
3. Рыба по-монастырски. Обваленную в муке рыбу (лучше речную) обкладывают жареным картофелем, слегка зарумяненным луком, ломтиками сваренного вкрутую яйца, обжаренными или вареными грибами.
Добавив грибной отвар, перец, блюдо покрывают сметаной, посыпают тертым сыром и запекают в течение 30-50 минут.