13 августа заработают поправки в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Они вводят запрет на осуществление закупок у поставщиков, являющихся офшорными компаниями с точки зрения минфина.
В новом законе четко определено, что местом регистрации участника закупки не должна являться офшорная зона. В связи с этим устанавливается обязанность комиссии по осуществлению закупок, а также заказчиков и операторов электронной площадки проверять соответствие участника закупки таким требованиям. Подобный запрет банкам и госкомпаниям при госзакупках сотрудничать с офшорными фирмами существует уже давно, рассказал "Российской газете" эксперт в сфере трансграничного налогообложения Сергей Назаркин. В частности, на этот счет существовало несколько писем Центробанка. "Теперь же это зафиксировано на уровне федерального закона и имеет большую юридическую силу", - говорит эксперт.
А по словам специалиста в области офшорного структурирования бизнеса Сергея Калинина, многие предприниматели еще до объявления курса на деофшоризацию стали ликвидировать офшорную составляющую своих холдинговых корпоративных структур с тем, чтобы без проблем участвовать в госзакупках.
Между прочим, в список минфина включены самые "отъявленные" юрисдикции, но не включены квазиофшоры, формально в этот перечень ведомства Антона Силуанова не входящие. Поэтому некоторые лазейки для недобросовестных участников госзакупок сегодня все же существуют, продолжает Сергей Назаркин.
"Чтобы ограничить такие злоупотребления, нужно проверять добросовестность иностранных юрлиц, кто является конечным собственником, и не зарегистрирован ли он в стране, которая входит в список минфина", - предлагает он.