04.08.2015 00:47
Экономика

Кредитное рейтинговое агентство в РФ начнет работу к концу года

Новому агентству не избежать конфликта интересов
Текст:  Евгения Носкова
Российская Бизнес-газета - : №30 (1009)
Уже в четвертом квартале этого года может начать работу новое кредитное рейтинговое агентство. Главой структуры станет первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова, более десяти лет возглавлявшая группу рейтингов финансовых институтов развивающихся стран Standard&Poor`s.
Читать на сайте RG.RU

В ходе прошедшего в ЦБ совещания с участниками финансового рынка было отмечено, что деятельность кредитных рейтинговых агентств как одного из важнейших элементов инфраструктуры финансового рынка должна быть устойчива в том числе к геополитическим рискам.

Крупнейшим банкам РФ предложат учредить новое рейтинговое агентство

Планируется, что капитал агентства составит 3 млрд руб. с равным распределением долей между инвесторами. Ими могут стать банки, страховые и управляющие компании, а также эмитенты, доля каждого участника не должна превышать 5%. Предварительная подписка на акции будет проведена до конца августа 2015 года. Впрочем, пока будущий состав акционеров вызывает много вопросов у участников рынка. Даже с учетом того, что у каждого из них будет небольшая доля в капитале агентства, непонятно, как избежать конфликта интересов и влияния акционеров на рейтинговый процесс.

"На мой взгляд, конфликт интересов в самом деле присутствует, - отметил гендиректор RAEX (Эксперт РА) Дмитрий Гришанков. - Как он будет минимизирован, пока не очень ясно, потому что речь идет о ведущих структурах - не только финансовых, но преимущественно финансовых. И конечно, они будут прежде всего пользоваться оценками своего агентства. Неважно, хорошее или плохое, главное, что свое. Как этот фактор будет минимизирован, пока ответа нет. Мы консультируемся по этому поводу с ЦБ и участниками рынка". Генеральный директор рейтингового агентства "Рус-Рейтинг" Сергей Абляев уверен, что конфликт интересов будет зависеть от конкретного состава и количества участников. "В плане прозрачности участие эмитентов лучше, чем какие-то "ООО" с непонятными бенефициарами в составе учредителей", - добавил он.

Как ожидают инициаторы проекта, новое агентство должно окупиться в течение 3-5 лет. По мнению экспертов, все будет зависеть от того, как будут построены модели агентства. "Рейтинговый бизнес не является рентабельным с точки зрения привлекательности для инвесторов, - отметил генеральный директор Национального рейтингового агентства (НРА) Виктор Четвериков. - Важно не когда оно станет окупаемым, а сколько оно будет приносить процентного дохода на единицу, вложенную инвестором. Если это, конечно, не модель "скинулись и забыли". По его словам, если речь идет о 3 млрд руб. вложений, то, учитывая российский объем рынка приблизительно в 500-700 млн руб. (возможно больше), не составляет труда посчитать окупаемость, если все компании и банки получат рейтинги в этом агентстве. "Не будем забывать о том, что львиная доля расходов, около 70-80%, приходится на содержание штата аналитиков. Так что возможна окупаемость проекта и за более короткий срок, если стоимость рейтингов возрастет до уровня международных компаний - 50-70 тыс. евро по сравнению с 4-7 тыс. у локальных агентств. Это нагрузка на тех, кому будут эти рейтинги присваиваться". Сергей Абляев сомневается в быстрой окупаемости проекта, поскольку, по его словам, существует риск, что проект выродится в некое подобие госкорпорации, которая балансирует между политической и экономической целесообразностью.

Агентство Moody's понизило рейтинги 17 городов и регионов России

Что касается конкурентоспособности нового агентства, эксперты подчеркнули, что в рейтинговой деятельности признание зарабатывается годами. "Нельзя заставить полюбить инвесторов аналитику агентства и результаты его деятельности только потому, что в него инвестировано много денег или из-за знаковых акционеров, - сказал Виктор Четвериков. - Бизнес в период развития с нуля набирается опыта, совершенствует команду и собирает дефолтные события для калибровок методик. Рейтинговой отрасли в России, несмотря на то что это пытаются не замечать, почти 20 лет. Но и этого срока мало для того, чтобы можно было констатировать, что компании, которые проработали 20 лет, стали идеальны на этом поприще". По словам эксперта, за этот срок можно настроить бизнес-процессы, скорректировать методики и набрать (или вырастить) качественные команды кредитных аналитиков, выпускать качественные аналитические продукты. Он напомнил, что международные агентства работают в России активно тоже около 20 лет, а глобально не один и не два десятка. И все равно мнения этих агентств субъективны, и дефолты продолжают пополнять опыт их работы. "Но зато они делают очень качественно свою работу. И это важно на этом этапе развития", - отметил Четвериков.

По мнению Сергея Абляева, конкурентоспособность агентства на внутреннем рынке будет зависеть от стимулирования его деятельности регулятором. "Если только его рейтинги станут обязательным требованием, скажем, для госфинансирования, то вопрос конкурентоспособности уже будет решен. На внешних рынках мы таких перспектив не видим, поскольку господдержка будет вызывать вопросы о независимости таких рейтингов", - добавил он. Виктор Четвериков считает, что международную конкуренцию можно рассматривать в перспективе десяти лет, пока можно говорить о применении в странах Таможенного союза.

Макроэкономика