04.08.2015 00:43
Экономика

Промышленники в РФ недооценили влияние дизайна на успешность продукта

Российские промышленники недооценивают влияние дизайна на рыночную успешность продукта
Текст:  Елена Миляева (Екатеринбург)
Российская Бизнес-газета - : №30 (1009)
В скором времени при ГК "Ростех" может появится бюро промышленного дизайна, которое возьмет на себя функции координатора между производственным бизнесом и госорганами. Об этом заявил руководитель департамента информации и коммуникаций госкорпорации Василий Бровко.
Читать на сайте RG.RU
Сибирские дизайнеры создали настоящую обувь для тайги

Промышленный дизайн в России - ровесник рынка. Если в СССР все вопросы сбыта решал Госплан, то после распада Союза производителям впервые пришлось задуматься об организации продаж и непосредственно связанной с ней проблемой внешнего вида своего товара. Именно поэтому, уверены эксперты, наша страна катастрофически отстала от конкурентов в этой сфере. По данным Всемирного банка, российский рынок промышленного дизайна оценивается в 0,2% от мирового, это почти 150 млн долларов в год. Для сравнения: доля США составляет 40%. Между тем индекс глобальной конкурентоспособности коррелирует с индексом развития промдизайна. Топ-10 стран по этим показателям выглядит практически одинаково, и Россия в него не входит.

По словам первого замминистра промышленности и торговли РФ Глеба Никитина, государство начало осознавать эту проблему только в 2013 году, когда правительство утвердило "дорожную карту" развитию инжиниринга и промышленного дизайна. В ее рамках идет подготовка двух десятков нормативных документов и стандартов.

- Мы не изобретаем велосипед, а используем передовой мировой опыт, - рассказывает замруководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Александр Зажигалкин. - В основу наших стандартов ложится система, принятая британским институтом стандартов. Эти стандарты, адаптированные для российского инженера, позволят создавать в нашей стране современные компетенции.

Одна часть стандартов в области промдизайна будет утверждена уже в этом году, другая - в 2016-м. В полном объеме нормативная база будет готова к 2017 году. Однако, по мнению представителя АСИ Дмитрия Пескова, этого недостаточно, поэтому важно открыть рынок для внешних игроков в этой сфере.

- Надо открыть внутренний рынок дизайна, чтобы привнести лучшие мировые практики, потому что российская система образования в ближайшее время не сможет дать нам качественных кадров, - считает он. - Здесь нужны административные меры. Например, у нас появилось понятие НДТ - наилучшие доступные технологии в промышленности. Надо вводить понятие "наилучшего доступного дизайна" и делать соблюдение этот системы обязательным. А для его соблюдения проводить открытые международные конкурсы.

С этими мерами Россия провела бы "петровскую" модернизацию в дизайне буквально за 3-4 года, уверен Песков. К этому времени в стране появились бы соответствующие компетенции, позволяющие ей конкурировать на глобальном рынке.

В России откроют биржу промышленного дизайна

Однако эксперты уверены: двигателем развития отечественного дизайна станет не государство, а производители, особенно ориентированные на продажу за пределы страны.

- В любых экспортоориентированных объектах дизайн необходим для выхода на рынок и поиска своего потребителя, - уверен Бровко. - Даже в области таких высокотехнологичных вещей, как светотехника и медицинское оборудование, фактор дизайна остается определяющим. Но большинство производителей пока не осознают, что дизайн - это единственный способ выйти на рынок в долгосрочной перспективе. На одной из выставок я видел продвинутое металлургическое оборудование российского производства. Внешний вид этого устройства навевал мысли о середине ХХ века.

Впрочем, в России есть примеры, подтверждающие верность постулата о том, что "красота" продает. На выставке Иннопром-2014 уральская корпорация УВЗ представила широкой публике прототип инновационного трамвая R1. За короткое время футуристический агрегат из глянцевого черного углепластика завоевал огромную популярность в СМИ и Интернете: фотографии "айфона на рельсах" не перепечатал и перепостил только ленивый, а особо впечатлительные даже ставили его изображение на аватарки. Спустя год замгендиректора корпорации Алексей Жарич рассказал, что такая демонстрация компетенций дизайнеров даром не прошла: работа над промышленной моделью движется к завершению, активно идут переговоры с возможными заказчиками.

Промышленность