Однако из-за отсутствия информации по заполнению документов и недоверия к страховым компаниям более чем за 10 лет существования данной опции немногие водители решились ей воспользоваться. Страховщики тоже зачастую отказывались принимать документы, оформленные без участия ГИБДД.
С 2014 года ситуация начала постепенно меняться: сумма возмещаемого страховыми компаниями ущерба увеличилась с 25 до 50 тысяч рублей, а оформление самого "европротокола" после возникновения ДТП без пострадавших, не повлекшего значительного материального ущерба владельцам, при наличии полиса КАСКО стало обязательным. Эти факторы в совокупности повлияли на автовладельцев, которые, наконец, начали пользоваться упрощенной схемой оформления аварий. Согласно статистическим данным, за первые шесть месяцев 2015 года 81 тыс. аварий была оформлена без участия ГИБДД, что почти вдвое больше, чем год назад. Кроме того, с 1 июля вступила в силу редакция ПДД, где детально расписан алгоритм действия водителей при ДТП, в том случае если в нем участвовали не более двух автомобилей без прицепов - поскольку прицеп приравнивается к отдельному транспортному средству, не было пострадавших, автовладельцы смогли мирно договориться, кто из них виноват в происшествии, а материальный ущерб не превысил 50 тыс. руб. для каждой из поврежденных машин.
Алгоритм оформления "европротокола" без привлечения сотрудников ГИБДД включает в себя следующие действия: оба участника аварии заполняют извещение в своей отдельной колонке, а обратную сторону бланка заполняет каждый из водителей самостоятельно. Экземпляр разделяется на две части, автовладельцы ставят свои подписи на лицевой и оборотной стороне документа. На бланке извещения расписываются обстоятельства аварии, рисуется схема ДТП, указываются персональные сведения о водителях и идентификационные данные автомобилей, упоминается нанесенный (полученный) ущерб. Не лишним будет дополнить документы о ДТП и фотовидеосъемкой места аварии и самого ДТП.
Далее экземпляр извещения о ДТП нужно отправить в свою страховую компанию по адресу, указанному на полисе ОСАГО, не позднее чем через 5 дней с момента аварии. Отмечу, что автовладелец не должен ремонтировать или утилизировать свой автомобиль до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих и праздничных дней, со дня ДТП. Это делается для того, чтобы страховщики при необходимости смогли осмотреть повреждения автомобиля, после чего водитель должен будет предоставить машину на осмотр в свою страховую компанию по ее требованию в течение 5 дней. Напомню, что в России пострадавший автовладелец получает выплату от своей страховой компании, а вот в Евросоюзе компания потерпевшего платит страховку от лица страховщика виновника, а затем взыскивает с него компенсацию за урегулирование претензий. Кстати, в западных странах, где история предоставления подобной услуги насчитывает уже более 30 лет, определяют виновность каждого из участников ДТП страховщики, а не сотрудники полиции, выезжающие на место аварии только в случае наличия серьезно пострадавших людей.
В России гарантий того, что аварию оформят правильно и выплатят компенсацию, по-прежнему мало: есть риск неверно заполнить бланк, неправильно оценить ущерб, не договориться со вторым участником аварии, поэтому водители предпочитают вызывать ГИБДД, которая, по сути, является гарантом правильности оформленных документов и корректности определения виновников аварии. Несмотря на то что теперь согласно ст. 12.27. ч. 1 "Невыполнение обязанностей, предусмотренных ПДД, в связи с ДТП" инспекторы фактически могут штрафовать водителей на 1000 руб. за то, что они не оформили ДТП по "европротоколу", а страховые компании готовятся к разработке мобильного приложения "ДТП. Европротокол", призванного помочь автовладельцам заполнить документы правильно, 80% аварий, которые можно разрешить с помощью "европротокола", по-прежнему оформляются сотрудниками ГИБДД. Доверие к услуге у россиян все еще низкое, рисковать своими деньгами не хочет почти никто, а вот, не вызывая инспекторов ГИБДД, заплатить 1000-2000 рублей аварийному комиссару готовы многие - в регионах эта востребованная услуга уже стала своеобразной альтернативой "европротоколу".
Алексей Тузов, первый вице-президент ГК "АвтоСпецЦентр":
в России гарантий того, что автоаварию оформят правильно и выплатят компенсацию, по-прежнему мало: есть риск неправильно заполнить бланк, неверно оценить ущерб, не договориться со вторым
участником ДТП. Поэтому водители в большинстве своем предпочитают вызывать ГИБДД