04.08.2015 00:47
Экономика

В регионах выросло количество точек продаж цветов

В регионах растет количество точек продаж цветов
Текст:  Инна Зубарева
Российская Бизнес-газета - : №30 (1009)
В ближайшей перспективе цветы не станут более доступными для россиян, и для большинства они по-прежнему останутся атрибутом праздника. 90 процентов всех цветов на рынке импортные, цены на них в 2015 году выросли на 20-30 процентов, и предпосылок к снижению пока нет. Несмотря на это, количество точек продаж цветов растет, основной рост происходит в регионах России. По данным 2ГИС, за последний год больше всего цветочных магазинов прибавилось в Челябинске, Ростове-на-Дону, Воронеже и Волгограде.
Читать на сайте RG.RU

Недавняя новость о запрете ввоза цветов в Россию серьезно "испугала" рынок, который сегодня по большей части состоит из импортной продукции. Так, голландский цветок в России имеет долю рынка в 39 процентов. По данным газеты NRC Handelsblad, в 2014 году Нидерланды экспортировали почти 31 тыс. тонн цветов в Россию на сумму более 200 млн евро.

"На рынок новость не повлияла, но совершенно точно заставила понервничать. До сих пор есть опасения, что все-таки введут какие-то санкции или ограничения. Основные поставки идут из Голландии, рынок очень импортозависим", - рассказала "РГБ" Жанна Голухова, владелица цветочной студии FrauFlowers.

Лалита Парамонова, исполнительный директор компании FLORISTA, работает с комнатными (горшечными) растениями более пяти лет, и для нее информация о возможном эмбарго ввоза горшечных растений в Россию была шоковой: "К сожалению, в этом сегменте рынок на сто процентов зависим от импорта. Основные игроки на рынке оптовых поставок комнатных растений рассказали о шквале звонков от клиентов с вопросом, что будет, если запретят ввоз растений из Европы. Не преувеличим, если охарактеризуем реакцию на новость как панику. Вариантов импортозамещения нет. В совхозах "Московский", "Ульяновский" выращивают некоторые виды комнатных растений, таких как спатифиллум, антуриум, драцена, но потребность рынка выше в сотни раз. При этом посадочный материал (черенки, семена) ввозится из Европы".

Если опасения бизнеса все-таки оправдаются, то, по мнению экспертов, стоимость цветка может возрасти в 3-4 раза, пострадает ассортимент и снизится качество цветка. Нидерланды, Италия и Франция - крупнейшие производители цветов и зелени в Европе - имеют огромные территории с первоклассным оборудованием и подходящий для выращивания цветов климат. Все это сказывается на качестве цветка, которое остается неизменным на протяжении всего года, чего нельзя сказать о части российских производителей, способных предоставить товар высокого качества лишь несколько месяцев в году.

"Импортозамещение за счет собственных российских производителей, к сожалению, малореально. Сейчас доля импорта в России достигает 90 процентов всего реализуемого объема срезанных цветов, - полагает Талия Ахметова, директор по внешним коммуникациям "Флорист.ру". - Российский цветок занимает лишь десятую долю по объему поставок и примерно четыре процента по ассортименту, который предлагает нам поставщик. В России выращиваются розы, тюльпаны, лилии. К сожалению, Эквадор, Колумбия и Кения также не смогут обеспечить основной ассортимент цветка под отечественный спрос".

Кроме того, взращивание собственных цветов - это небыстрый и недешевый процесс. От момента начала строительства теплицы до первой срезки цветов на продажу проходит обычно около года, а стоимость такой теплицы обойдется в 2-3 миллиона евро за 1 гектар (целесообразно строить теплицы сразу на 3 гектара и больше).

Россвязь зафиксировала снижение тарифов на доступ к интернету

Несмотря на то что цветы у нас в стране сплошь импортные и довольно дороги, количество цветочных магазинов продолжает расти. Например, в Челябинске, по данным 2ГИС, с июля 2014 года по июль 2015 года количество точек продаж цветов выросло на 49 процентов, в Ростове-на-Дону - на 40 процентов, в Волгограде и Воронеже - на 33 процента, в Москве - на 1 процент. Но эксперты отмечают, что форматы продаж становятся более цивилизованными и клиенты - более требовательными к качеству.

"Конкуренция высока и сложна как никогда, - говорит Георгий Сухаржевский, генеральный директор Obradoval.ru. - Благодаря текущей экономической ситуации рынок, с одной стороны, продолжает очищаться от мелких неэффективных проектов и магазинов. Это всегда полезно. Но с другой стороны - рынок "держат" несколько крупных лидеров, имеющих большой запас прочности за счет прошлых накоплений, это не позволяет новым игрокам без большого вливания средств заявить о себе. Радует, что в Москве и крупных городах пропадают палатки с цветами, их количество уменьшается. Это значит, что качество цветов должно расти. Палатки не могут обеспечить ни качественное хранение цветов, ни их своевременное списание, ни качественную и своевременную сборку в соответствии с последними тенденциями во флористике".

По словам Жанны Голуховой, уровень конкуренции, конечно, высок. Но емкость рынка позволяет выйти на него новым игрокам. В частности, появился "Мосцветторг" как новый формат, за ним подтянулось еще несколько сетей. После 2011 года в Москве произошел резкий рост количества интернет-магазинов, торгующих цветами, мастерских и частных флористов. Рынки сдают свои позиции. Из новых форматов торговли - и стационарные автоматы по торговле готовыми букетами. Но таких автоматов мало, обычно они расположены в больницах, аэропортах или на вокзалах.

Россельхознадзор проверит рыбоперерабатывающие заводы в Норвегии

Рынок показывает, что потребитель становится более избирательным. Простыми букетами из одного вида цветов потребителя удивить уже сложно. Сами букеты становятся интереснее и креативнее, а при их создании используются редкие цветы и необычная зелень. Упаковка цветов постепенно отходит в прошлое и даже зелень зачастую уходит на второй план.

"Очень популярны садовые букеты свободных форм, корзины цветов, композиции с декором из натуральных элементов. Сейчас главная задача флористов - удержать цены на цветы от роста. А вот предпосылок для повышения цен достаточно много - нестабильные курсы валют, рост таможенных пошлин на ввоз импортных цветов", - констатирует Мария Зайцева, коммерческий директор Vipbuket.ru.

К сожалению, спрос на цветы сегодня не растет. По словам Георгия Сухаржевского, те, кто заказывал букеты в сегменте до 3,5-4 тыс. рублей, сейчас переходят в более низкую ценовую категорию, уменьшают количество заказов или ищут магазины-дискаунтеры. Требования клиентов к букетам в высоком ценовом сегменте остались прежними. Тот, кто заказывал цветы на сумму от 7-8 тыс. рублей, продолжают это делать, и главное для такого клиента качество цветов, своевременная доставка и красиво составленный букет флористом.

С последний пунктом дела обстоят все лучше и лучше. Можно смело сказать, что наши букеты не уступают европейским, а уровень флористов постоянно растет. Обучение флористике сегодня стало целой индустрией.

Lexus объявил скидки на бестселлер бренда

"Многие начинающие флористы выбирают европейские курсы, это именно та флористика, которая сегодня и является основой всей отрасли. Они приходят с новыми идеями, свежим взглядом, появляются разные комбинации цветов и конфет, цветов и фруктов, даже цветов и продуктов питания. Сегодня удивить девушку можно не только стильным букетом или композицией в корзине, но и коробочкой с цветами и конфетами, цветами в шляпной коробке, цветочным венком или браслетом. Я считаю важной тенденцией, что тот сегмент флористических услуг, в котором я работаю, развивается в направлении европейской стильной флористики. Несомненно, это ужесточает конкуренцию, но в то же время дает возможность для новых идей, творчества", - говорит Инна Ефанова, флорист-дизайнер, основатель LavkaZvetov.

Как и в предыдущие годы, сегодня у россиян наиболее популярна роза. Она представлена более чем 2000 вариантов - розами различных размеров, сортов и цветовой гаммы. Второе место по популярности и продаваемости - у тюльпана, который может служить основой практически для любого букета. Очень востребованы пионы, гортензии, пионовидные розы, которые очень нужны при оформлении свадеб и других торжеств.

Еще один интересный тренд: за последний год гвоздика стала меньше ассоциироваться с Днем Победы и похоронами, многие клиенты стали заказывать монобукеты из гвоздики и дизайнерские букеты с этим цветком. Сейчас на пике моды экостиль в цветочном мире. Флористы используют дерево, траву, мох, бумагу и другие подручные средства для создания структур и каркасов.

Товары и цены Бизнес