Естественно, не обошлось без поправок в Налоговый кодекс РФ, которых ежегодно принимается около 30. Хотел бы отдельно выделить Федеральный закон N 84-ФЗ, концепция которого была предложена ТПП РФ, а разработка предусмотрена "дорожной картой" АСИ "Совершенствование налогового администрирования". Документ предусматривает, в частности, исключение суммы налога на добавленную стоимость из состава доходов при определении объектов налогообложения по налогам, уплачиваемым в связи с применением специальных налоговых режимов (единого сельскохозяйственного налога и упрощенной системы налогообложения). Указанные изменения позволят исключить, по сути, двойное налогообложение и включить субъектов МСБ в цепочку взаимодействия с крупными компаниями. Законом также снимается ограничение на применение упрощенной системы налогообложения для организаций, имеющих представительства. Эта новелла позволит расширить географию малого и среднего бизнеса.
Также ТПП РФ сопровождала три ключевых закона со стадии нулевого чтения и до подписания президентом РФ. В частности, Законом "Об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в РФ" унифицированы подходы к правовому регулированию ГЧП, определены полномочия РФ, регионов и муниципалитетов при реализации проектов ГЧП, установлены обязательства публичного и частного партнеров при реализации совместных соглашений, в том числе по обязательному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения частным партнером.
В профильный комитет Госдумы ко второму чтению законопроекта ТПП РФ направила предложения по поправкам, в соответствии с которыми предлагалось конкретизировать формы ГЧП, закрепить полномочия правительства РФ по установлению требований к соглашениям о ГЧП, исключить возможность органов государственной власти субъектов РФ устанавливать порядок проведения конкурсных процедур на право заключения соглашения о ГЧП, так как единые подходы проведения конкурсных процедур должны быть, на наш взгляд, установлены на федеральном уровне, и др. Эти предложения были в целом учтены.
Одновременно из закона по нашему предложению исключены полномочия субъектов РФ по установлению порядка проведения конкурсных процедур на право заключения соглашения о ГЧП, как существенно расширяющие полномочия региональных органов власти. Кроме того, в ходе второго чтения отказались от изначального положения проекта об отмене гарантий прав и законных интересов частных партнеров в случае возникновения каких-либо "законных интересов других лиц".
19 июня принят Федеральный закон N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Он устанавливает правовые основы стандартизации и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации. Им регулируются отношения, касающиеся планирования работ по стандартизации, разработки и утверждения документов национальной системы стандартизации, международного и регионального сотрудничества, информационного обеспечения и финансирования в сфере стандартизации. В документе учтены предложения ТПП о дополнении его понятием общероссийских классификаторов, возможностью применения международных, региональных и национальных стандартов зарубежных стран отечественными предприятиями, о финансировании за счет федерального бюджета и средств юридических лиц расходов на создание и ведение Федерального информационного фонда стандартов.
21 апреля принят Федеральный закон N 111-ФЗ о совершенствовании нормативно-правового регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. Там учтена часть предложений палаты по поправкам ко второму чтению: отменено требование об обязательной транспортировке спецтранспортом в сопровождении вооруженной охраны драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, находящихся в собственности негосударственных компаний; внеплановая выездная проверка по жалобам будет проводиться с извещением о ее проведении органов прокуратуры; исключено клеймение изделий из серебра отечественного производства весом до 3 грамм; предусмотрена возможность переработки предприятиями образовавшихся в процессе собственного производства лома, отходов драгоценных металлов и нереализованных ювелирных изделий.
Немало работы предстоит и в дальнейшем. Так, в осеннюю сессию будет рассматриваться законопроект N 788111-6 "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ" и проект федерального закона N 788159-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации", работа над которыми ТПП РФ совместно с минюстом и другими ведомствами велась около трех лет. Отмечу, что базовые предложения палаты по реформированию законодательства в этой сфере, в том числе по сохранению действующего правового статуса МКАС и МАК при ТПП России, были доложены президенту России Владимиру Путину, им поддержаны и в законопроектах сохраняются.
Также продолжится доработка "четвертого антимонопольного пакета", проекта об усилении ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, неоднозначного проекта по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности, проекта о судебно-экспертной деятельности в РФ и др. При их "доводке" ТПП РФ намерена продолжать отстаивать интересы отечественного бизнеса.