04.08.2015 10:50
Общество

В Приморье к строительству вертолетов привлекут робота

Текст:  Наталья Широкова
Читать на сайте RG.RU
Владимир Гутенев: Вертолетостроение завоевывает мировой рынок

Ученые Дальневосточного федерального университета создали роботизированный комплекс, который значительно облегчит производство деталей для новых гражданских вертолетов Ка-62.

Об этом сообщает пресс-служба вуза, который в 2013 году выиграл гранд на модернизацию производственных мощностей Арсеньевской авиационной компании "Прогресс". Проект обошелся в 405 миллионов рублей: 220 миллионов перечислила авиакомпания, 185 - субсидировало государство.

По словам заведующего кафедрой технологий промышленного производства ДВФУ, доцента Константина Змеу, в современном вертолетостроении все чаще используются неметаллические материалы. Корпус Ка-62 состоит из них более чем наполовину. Используются 22 различных вида материалов.

- Резка деталей традиционным способом, вручную, вызывает большие сложности. В нашем случае весь ручной труд заменяется установкой, в основе которой - робот. Он двигается по заранее заданной траектории, определяемой математической моделью детали, и разрезает материал в строго обозначенном месте. Для этого применяется гидроабразивный способ - по-другому обработать на одной установке столько видов материалов не удается. Через сопло под очень высоким давлением 4000 атмосфер подается вода. В струю подмешивается специальный абразивный материал, похожий на песок. Получается высокоэнергетический поток воды и абразивных частиц, летящих со скоростями, превышающими в три раза скорость звука. Поток этих твердых частиц режет все, не нагревая деталь, - рассказывает о принципе работы Змеу.

Роботы впервые проявили признаки человеческого интеллекта

Собранный учеными комплекс включает в себя робота, который при резке деталей работает в шести координатах, системы создания высокого давления и подачи абразивного порошка, подготовки и фильтрации воды, пульт управления и систему управления технологическим комплексом, которая хранит информацию о типах деталей и видах материалов.

Как отмечают разработчики, робот обладает достаточным уровнем искусственного интеллекта и может самостоятельно распознавать линии, по которым необходимо вырезать детали.

На комплексе проведены экспериментальные резы и продолжается его настройка. Тем временем сотрудники авиакомпании "Прогресс" готовят площадку под установку системы. Опытно-промышленная эксплуатация роботизированного комплекса начнется в конце этого года.

Наука Авиатранспорт Владивосток Дальний Восток