Промышленный дизайн в России - ровесник рынка. Если в СССР все вопросы сбыта решал Госплан, то после распада Союза производителям впервые пришлось задуматься об организации продаж и связанной с ними проблемой внешнего вида товара. Увы, наша страна катастрофически отстала от конкурентов в этой сфере. По данным Всемирного банка, российский рынок промдизайна оценивается в 0,2 процента от мирового, это порядка 150 миллионов долларов в год. Для сравнения, доля США - 40 процентов. Между тем индекс глобальной конкурентоспособности коррелирует с индексом развития промдизайна. Топ-10 стран по этим показателям выглядят практически одинаково, и Россия в него пока не входит.
По словам первого замминистра промышленности и торговли РФ Глеба Никитина, государство начало осознавать эту проблему только в 2013 году, когда правительство утвердило "дорожную карту" развития инжиниринга и промышленного дизайна. В ее рамках подготовят два десятка нормативных документов и стандартов.
- Мы не изобретаем велосипед, а используем передовой мировой опыт, - рассказывает замруководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Александр Зажигалкин. - В основу наших стандартов положена система, принятая профильным британским институтом. Эти стандарты, адаптированные для российского инженера, позволят создавать в нашей стране современные продукты.
Одну часть стандартов в области промдизайна планируют утвердить уже в текущем году, другую - в 2016-м. В полном объеме нормативная база будет готова к 2017 году.
Но уже сегодня Минпромторг РФ совместно с Союзом машиностроителей разработал и запустил информационный портал, где собраны сведения о состоянии и развитии инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна. Уральский федеральный округ пока представлен четырьмя структурами, две из которых - ведущие университеты Челябинской и Свердловской областей. К 2016 году на платформе должна начать работу первая в России биржа услуг в этой сфере. Следующим шагом развития отрасли, по мнению Глеба Никитина, должно стать создание российской ассоциации промышленного дизайна.
Однако, по мнению представителя АСИ Дмитрия Пескова, этого недостаточно: важно привлекать специалистов из-за рубежа.
- Надо открыть внутренний рынок дизайна, чтобы привнести на него лучшие мировые практики, потому что российская система образования в ближайшее время не сможет обеспечить его качественными кадрами, - считает он. - Здесь нужны административные меры. Например, у нас появилось понятие НДТ - наилучшие доступные технологии в промышленности. Надо ввести также понятие "наилучшего доступного дизайна" и сделать соблюдение этих правил обязательным.
Такую систему, по мнению эксперта, можно внедрить при реализации проектов, финансируемых из госбюджета, например, при строительстве детсадов. Нужно проводить открытые международные конкурсы, но при этом в конкурсной документации прописывать соответствие дизайнерскому стандарту с обязательным требованием использования российских материалов и комплектующих. С такими мерами Россия провела бы "петровскую" модернизацию дизайна буквально за три-четыре года, уверен Дмитрий Песков. К этому времени в стране появились бы соответствующие наработки, позволяющие ей конкурировать на глобальном рынке.
Однако многие эксперты уверены: двигателем развития отечественного дизайна станет не государство, а производители, особенно ориентированные на продажу продукции за пределы страны.
- Любым экспортно ориентированным компаниям дизайн необходим для выхода на рынок и поиска своего потребителя, - уверен руководитель департамента информации и коммуникаций госкорпорации "Ростех" Василий Бровко. - Даже в таких высокотехнологичных областях, как светотехника, медоборудование, фактор дизайна остается определяющим. Но большинство производителей пока не осознает, что дизайн - это единственный способ выйти на рынок в долгосрочной перспективе. На одной из выставок я видел продвинутое металлургическое оборудование российского производства, внешний вид которого навевал мысли о середине ХХ века.
Впрочем, на Урале есть примеры, подтверждающие верность постулата о том, что "красота продает". В прошлом году корпорация "Уралвагонзавод" представила широкой публике прототип инновационного трамвая R1. За короткое время футуристический агрегат из глянцевого черного углепластика завоевал огромную популярность в СМИ и Интернете: фотографии "айфона на рельсах" не перепечатал и не перепостил только ленивый, а особо впечатлительные даже ставили его изображение на аватарки. Спустя год заместитель генерального директора корпорации Алексей Жарич рассказал, что такая демонстрация компетенций дизайнеров даром не прошла: работа над серийным образцом движется к завершению, активно идут переговоры с возможными заказчиками. Кстати, после работы над концептом заводские дизайнеры откорректировали внешний вид всей продуктовой линейки предприятия: отдельные элементы R1 угадываются в облике - линиях и формах - серийных образцов трамваев, представленных на открытой выставочной площадке ИННОПРОМ-2015.