50 машин за час
"Дикарская" стоянка на озере выглядит малопривлекательно. В скудной тени редких деревьев жмутся друг к другу палатки и машины. Свалка в траве, заросшие камышом берега и не внушающий доверия водоем со стоячей вонючей водой. Заветная грязь лежит где-то на дне. И за ней в мутную жижу лезут люди.
- Дальше идите, к камышам! Здесь грязи не осталось, а там еще есть! - советуют новичкам.
А на берегу уже лежат перемазанные и завернувшиеся для большего эффекта в целлофан люди.
- Не наехать бы на кого! - переживает наш водитель. - Не разберешь уже где люди, а где грязь.
Людей на Пеленкино действительно как грязи. И то мы приехали в рабочий день.
- В выходные здесь вообще места нет. При нас за час 50 машин приехало. Отовсюду едут - из Москвы, Питера, Прибалтики. Разные люди. Один после аварии лечится - весь в шрамах. Еще видели известную балерину-пенсионерку. Тут даже негры были. Настоящие! Хотя их так сразу не отличишь - все черные ходят, - смеются азовчане Сергей и Ольга, сами измазанные грязью с ног до головы.
Другой адепт "грязного" оздоровления Сергей из Воронежа рассказывает удивительную историю о том, как после купания в Пеленкино "рассосалась" выпиравшая из запястья косточка.
Нина Федоровна из Каменска убеждает, что по набору химических элементов состав у пеленкинской грязи почти такой же, как у воды Мертвого моря.
- Мне это знакомый доктор сказал! Он не врет! - убеждает она.
- А я раньше на другое озеро ездила, - присоединяется к разговору москвичка Анна Петровна. - Тоже соленое и целебное. Но потом начали бить родники, озеро опреснилось и потеряло полезные свойства. Теперь я здесь. Пользуюсь моментом, пока и тут ничего не стряслось.
Чуть поодаль в воде плещется колоритный купальщик: на плечах - слой грязи, седая борода, черная монашеская шапочка на голове. Отец Виссарион приехал подлечиться на Пеленкино из Адлера.
- Ноги болят, - объясняет он. - В монастыре послушание такое, что много времени провожу стоя. Покупаюсь тут - легче.
В мутную грязь лезут даже те, кто облегчения не чувствует.
- Плохо мне. Обострение началось, - признается Нина Федоровна. - Но ничего, людям озеро помогает, и мне, значит, поможет когда-нибудь.
Для чистоты эксперимента обмазываю черной жижей коллегу Светлану. Процедура не доставила ей удовольствия.
- Воняет сероводородом, кожу сушит, - делится она ощущениями. - Антисанитария кругом и никакого оздоровительного эффекта, только зря пачкаешься. Больше я сюда ни ногой!
Барин и лошадь
Ближайший к озеру населенный пункт - село Платоно-Петровка. По пустой сонной улочке мужичок тянет со стороны озера скрипучую тележку с чем-то черным. Воровство целебной грязи средь бела дня? Все оказалось прозаичнее: сельчанин вез на огород навоз.
По соседней улице идет женщина средних лет с лопатой. Мои расспросы об озере натыкаются на подозрительно понимающий взгляд:
- Скупить озеро хотите, да? - с ходу "раскалывает" меня абориген. - А потом туристам нашу грязь продавать втридорога?
Лопата в руках дородной сельчанки угрожающе покачивается.
- Были уже у нас такие мудрые. Все разнюхивали, выкупить землю у озера хотели, только им не разрешили. Народ поднялся. Прогнали в шею!
На лавочке со всезнающими старушками ко мне относятся более доброжелательно. Рассказывают легенду о том, как однажды у местного барина захромала лошадь. Вместо того чтобы забить не годную в хозяйстве скотину, сердобольный помещик отпустил ее на волю. Вскоре выяснилось, что больная лошадь часто заходит в грязное озерцо неподалеку, а некоторое время спустя перестала хромать: ее нога исцелилась.
- А до войны здесь даже санаторий работал. Со столовой, во как! - просветили меня.
Сейчас жители села относятся к своему водоему двояко. С одной стороны, признают, что озерная грязь, возможно, кому-то и помогает, но сами ею не мажутся, поскольку не сильно верят в ее лечебную силу.
- А я даже пила пеленкинскую водичку, - заговорщицки шепчет еще одна жительница села по имени Вера.
- Прямо из озера? - ужасаюсь я.
- Ну, не прямо. Рядышком на берегу ямку выкапывала и пила. От желудка помогало. Ну, вроде бы помогало.
- И как на вкус?
- Соленая. На "Ессентуки" похожа.
Вообще-то в Платоно-Петровке больше любят рассказывать об исцелении приезжих. Это уже стало местным фольклором, вроде той бариновой лошади с больной ногой. Но таких сенсаций, увы, немного. Как правило, вспоминают некоего инвалида-колясочника из Санкт-Петербурга, которого грязь будто бы поставила на ноги. А еще рассказывают, что кто-то из приезжих исцелился от глазной болезни. Правда выяснить, как проходило лечение глаз грязью, мне не удалось. Ко всем рассказам местные обычно добавляют: "вроде бы", "кажется", "говорят".
- С коленями-то мне грязючка помогла, а вот с тазобедренным суставом - нет, - честно признает баба Нина. - Пришлось ехать в Ростов на операцию и менять сустав. Еще у меня есть знакомый, на костылях ходит. Сколько ни мажется - все без толку. А недавно в озеро полезла женщина с давлением и больным сердцем. Ей там стало плохо - чуть не утопла.
Все булькает
По словам старожилов и опытных "грязевиков", использовать пеленкинскую жижу следует "по уму". Сначала нужно вынести грязь на солнце и, пока она греется, искупаться в озерной воде. Потом намазаться и закутаться в пленку. При этом, как утверждают любители грязевых ванн, можно почувствовать, как "прогреваются косточки". Но затягивать процедуру не рекомендуется. Уже минут через 15-20 грязь надо смыть все той же озерной водой и сделать перерыв.
На скорый эффект рассчитывать не стоит. Знатоки говорят, что на озере надо провести как минимум две недели. И повторять процедуры из года в год. Есть еще один немаловажный фактор: до конца грязевого курса мыться можно только озерной водой, иначе прогресса не будет. Потому те, кто в точности соблюдает правила, пахнут ненамного лучше Пеленкинского озера. Пахнут, но терпят.
И все-таки в Платоно-Петровке любят озерную грязь. Даже беспокоятся о ней как о чем-то родном и близком.
- Раньше было лучше, - вздыхает пенсионерка баба Маша. - Вода - чище, дно - глубже и грязи богато. Теперь ее не берегут. Повыносят на берег и бросают, а она засыхает в пыль, ветром разносится. Или с собой увозят. Ничего люди не понимают. Дурные стали. Недавно видела, головы себе мазали грязью. Сами чистые, а головы мажут. То ли чтобы волосы лучше росли, то ли болезнь какая у них в голове.
Под конец интересуюсь у местного фельдшера Галины Федченко, прописывает ли она кому-нибудь грязелечение в озере.
- Да боже упаси! Там же непонятно что происходит. Антисанитария, все булькает. Вода стоячая, а приезжие купаются с разными болячками, многие - голяком. Да и газ этот вонючий. Сероводород. Люди говорят, будто кому-то помогает, но это может быть просто самовнушение. А может, облегчение приходит от чего-то другого. Одной только грязью никто сейчас не лечится.