Бизнес полностью разделяет эту инициативу, притом, что сейчас большинству отечественных компаний не просто продвигать свои товары на внешние рынки. В части экспорта государство может серьезно помочь среднему бизнесу, чья продукция пройдет отбор и получит право использовать национальный бренд. Какие отрасли привлекательны для продвижения на мировом рынке и о целях зонтичных брендов - эти вопросы обсудили на "круглом столе" "Создание и продвижение национальных брендов России".
Специалисты задумались о причинах замедленного развития экспорта. В первую очередь важно разрушить мифы о России, как о технологически отсталой стране, которой нечего предложить миру, кроме матрешек и балалаек, и где низкое качество товаров. Кроме того, у большинства стран нет представления о значимых отраслях в России.
"Сегодня вопросы развития экспорта из России, особенно несырьевого, остро стоят на повестке дня и контролируются руководством страны. Механизмы экспортной помощи работают на региональном, федеральном и международном уровнях, они доступны для всех видов и форм ведения бизнеса", - отметил заместитель директора департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минпромторга России Игорь Шаматрин.
По его словам, наибольшим экспортным потенциалом обладают металлургия, транспортный комплекс, транспортное машиностроение, лесопромышленный комплекс, нефте- и газохимия, производство и обработка драгметаллов и камней, атомное и неатомное энергомашиностроение.
Что касается металлургии, перспективными в плане экспорта являются сталь и титан. Своими показателями привлекателен агропромышленный комплекс, который дает примерно 8% несырьевого экспорта, а к 2020 году обещает занять долю в 11%. "Россия наиболее конкурентоспособный экспортер удобрений, она обеспечивает около 13,5% мирового экспорта этого товара по стоимости. Наибольший потенциал экспорта связан с удобрением и зерном, рыбой и морепродуктами, растительными маслами, маслом семян и кормами", - говорит Игорь Шаматрин.
Он добавил, что в ближайшие годы будут привлекательны не только товары, но и услуги: транспортные, туристические и образовательные, ИТ, для которых также необходимо создавать условия и оказывать содействие по выходу на внешние рынки, уверен чиновник.
Игорь Кальченко, генеральный директор "Ноовита", предложил для продвижения на мировом рынке продукции российских компаний, работающих в области биотехнологий, создать и активно продвигать национальный зонтичный бренд "Российские биотехнологии". "В нашей стране биотехнологии - это один из самых перспективных сегментов инновационного бизнеса. Все глобальные игроки вкладывают колоссальные средства в этот сегмент. 40% всего мирового биотеха занимают США, затем Европа, Китай, Индия, Израиль, сейчас подтягиваются Бразилия и Аргентина. Все правительства придают огромное значение его развитию. Китай ежегодно вкладывает до 40 млрд. долларов в развитие собственной биотехнологической промышленности и продвигает ее продукцию во всех странах мира, используя различные механизмы", - говорит Игорь Кальченко.
Сегодня биотехнологии - стремительно растущий и перспективный рынок, где присутствует жесткая конкуренция, но у России есть значительные потенциал для заполнения определенной ниши на этом рынке. Этому поможет, в определенной степени, широкое практическое применение различных механизмов продвижения экспортной продукции отечественных производителей, в том числе - реализация активной маркетинговой политики на государственном уровне. "Предложенный нами национальный зонтичный бренд использовался бы для продвижения экспортной биотехнологической продукции в области здравоохранения, а также сельского хозяйства, специализированной промышленности и экологии, и мог бы присваиваться конечным товарам и услугам. Из последних можно отметить специализированные консалтинговые, инжиниринговые и образовательные программы", - заметил предприниматель.
Татьяна Львова, заместитель директора по стратегическому развитию информационно-аналитического центра по внешней торговле при минпромторге, предложила рассмотреть возможность принятия концепции создания и продвижения национальных брендов для их активного вывода на мировой рынок. "Так, мы создадим новый образ отечественных продуктов и изменим облик страны к лучшему", - считает она.
Кроме того, продвижение национальных отраслевых зонтичных брендов, например "Российские экологически чистые продукты питания", будет эффективнее, чем создание единого бренда "Сделано в России". "Под зонтичными брендами мы подразумеваем коллективные бренды на несколько групп товаров или товарных категорий", - рассказала Татьяна Львова.
На вопрос, почему ведомство делает ставку на раскрутку именно зонтичных брендов, она ответила так: единый бренд может скрадывать преимущества отдельной группы товаров и переносить отрицательную репутацию отдельных групп на все товары под этим брендом. Также дополнительная маркировка товара "Сделано в России" способна затеряться среди десятков "узкокорпоративных" брендов.
Татьяна Львова добавила, что критерии, по которым экспортерам будет предоставляться право на использование бренда, объективные: соответствие национальным стандартам, процент локализации или сертификат СТ-1, членство в бизнес-ассоциации, российский знак качества и т.д.
Продвижение национальных брендов на экспортных рынках будет иметь результат, если понимать, кто будет потребителями наших товаров, пользователями или получателями выгоды на добавленную стоимость, и как брендинг будет управляться, уверен Андрей Стась, управляющий партнер Stas Marketing. "Наш средний бизнес не понимает до конца, что такое мировой рынок. Должна быть четкая программа с разъяснениями для бизнеса, что их продукция может быть пригодна для экспорта, а, в свою очередь, экспорт, может быть выгодным направлением их бизнеса", - предложил идею Андрей Стась.