Первый зампредседателя думского комитета по транспорту Михаил Брячак рассказал журналистам, что планируется ввести уголовную ответственность для всех чиновников, отвечающих за поддержание в надлежащем виде автодорожного полотна. Соответствующий законопроект готовится, депутаты внесут его этой осенью.
Согласно официальной статистике ГИБДД, в период с января по июль 2015 года в стране произошло почти 97 тысяч ДТП. При этом совершению более 35 тысяч из них сопутствовали неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети. При этом в таких ДТП очень часто гибнут люди - почти 4,5 тысячи человеческих жизней при 11,8 тысячи всего погибших .
О том, что зачастую в дорожно-транспортных происшествиях виноваты не сами водители, а выбоины на трассах, а иногда и оставленный дорожниками открытым канализационный люк, задумались в Госдуме. Парламентарии предлагают в случае, если ДТП со смертельным исходом произошло из-за состояния дороги, наказывать чиновников, за нее отвечающих, лишением свободы. Предполагаемые сроки наказания - от 3 до 5 лет. Если же нарушение было выявлено общественными активистами или контрольными службами (еще до печальных последствий), должностным лицам будет грозить административная ответственность в виде штрафов или отстранения от должности.
"На сегодняшний день есть масса обращений с жалобами на несвоевременное и неполное исполнение технологических процессов обслуживания дорог. Это и расчистка, и посыпка, и своевременное устранение заносов и повреждений дорожного покрытия. Все это ведет к серьезным дорожным происшествиям", - прокомментировал свою инициативу депутат Брячак.
Далеко не все знают, что и сегодня после ДТП можно наказать дорожников, по крайней мере рублем. Так, согласно действующему законодательству любой водитель имеет право получить денежную компенсацию за урон, нанесенный автомобилю в результате ДТП, если оно произошло по вине организаций, отвечающих за качество и надежность дорог. Добиться компенсаций от дорожников можно только в судебном порядке. А наши люди не очень любят бегать по судам. Всего лишь около 3 процентов пострадавших обращаются в суд для взыскания ущерба с дорожных служб.
При этом, подавая исковое заявление в суд на дорожную организацию, стоит понимать, что она всяческим образом будет стараться уйти от ответственности. Поэтому необходимо собрать как можно больше доказательств, которые подтвердят, что причина ДТП - не превышение скоростного лимита, а ямы или незакрытый люк.
Кстати, многие думают, что выиграть дело в суде у дорожников очень тяжело, якобы чиновники повязаны с судьями и так далее. Но практикующие юристы отмечают, что это не так. По статистике, около 90 процентов исковых заявлений к дорожным службам удовлетворяются. При этом в большинстве случаев граждане, выигравшие дела, даже не пользовались услугами платных юристов.
Стоит отметить, что все дороги должны соответствовать установленному ГОСТу. В применяемом в настоящее время госстандарте говорится, что размер дорожной ямы не должен превышать 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 см в глубину. Этот ГОСТ разработан в результате испытаний, которые показали, что если яма на дороге имеет больший размер, то высок риск получения повреждения легковым автомобилем. Поэтому если вы попали в ДТП после наезда на выбоину, то, скорее всего, яма на дороге не соответствует ГОСТу. Убедитесь в этом, замерив размеры повреждения на дороге, и отправляйтесь в суд.
1. Вызовите сотрудников ГИБДД на место происшествия по телефону "112".
2. По возможности найдите двух свидетелей происшествия, записав их ФИО и контактные данные.
3. Зафиксируйте с помощью фото или видео, можно мобильным телефоном, дорожную яму.
4. Добейтесь от автоинспектора, чтобы в протокол были внесены все подробности происшествия. Также необходимо: отметить отсутствие возле ямы дорожных знаков и соответствующего ограждения, указать данные свидетелей и понятых. Если вы сняли на фотоаппарат или видео повреждение дороги (яму), то инспектор обязан это отметить в протоколе.
5. Получите у сотрудника ДПС копию протокола.
6. Получите в ГИБДД акт о неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия и справку о ДТП по форме 154. В этой справке указываются данные участников ДТП, номера страховых полисов и описание повреждений транспортного средства.
7. Узнайте в ГИБДД, какая организация отвечает за состояние дороги на участке, где автомобиль попал в яму.
8. Узнайте телефон компании, которая проводит оценку повреждений автомобилей. Договоритесь о месте и времени экспертизы для оценки ущерба.
9. Уведомите виновника аварии о времени и месте экспертизы. Для этого отправьте по почте заказным письмом с уведомлением и с описанием вложений информационное сообщение свободной формы. Сохраните квитанцию об оплате почтовых услуг.
10. Проведите оценку повреждений в назначенное время и подайте исковое заявление в райсуд по месту юридического адреса виновника аварии.