По разным оценкам, в лесных недрах Новгородчины гниет и перестаивает до 80 млн куб. м. невостребованной древесины. При этом и регион, и областная столица испытывают трудности с финансированием дорожного строительства.
- Бартер позволит убить двух зайцев: очистить леса от балласта и увеличить качество и количество ремонтов новгородских дорог, - рассуждает руководитель одной из новгородских лесных компаний и инициатор проекта Юрий Сидоров. - В истории нашей страны есть прецеденты, когда с иностранными компаниями, создававшими объекты инфраструктуры, расплачивались некондиционным лесом. В начале 80-х годов японцы построили нефтепровод "Уренгой - Помары - Ужгород" в обмен на бросовую древесину, сваленную для прокладки просек среди сибирской тайги.
Сейчас финские бизнесмены и их новгородские партнеры решают, как можно использовать бартер в российских законодательных реалиях. Рассматривается схема, при которой доходы от реализации перестойного леса пополнят дорожный фонд области. Подробное экономическое обоснование проекта в августе представят руководству региона. Тогда же станет понятно, как пересчитать кубометры леса на километры дорог.
- У нас есть продолжительный опыт сотрудничества с Чудовским районом Новгородской области, - рассказал гендиректор финской компании Ристо Риихимаки. - Регион может стабильно поставлять большие объемы некондиционной древесины, и мы готовы реализовать этот проект.
Власти Великого Новгорода пообещали внимательно изучить инициативу. В поддержку бартера высказались новгородские лесопромышленники, которых давно беспокоит "здоровье" лесных недр.
- Кондиционную древесину арендаторы вырубают быстро, а перестойную, как правило, оставляют, - комментирует ситуацию председатель Новгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации содействия привлечению инвестиций в РФ "Инвестиционная Россия" Елена Михайлова. - Продажа "некондиции" оздоровит новгородские леса. Кроме того, на месте вырубок планируется посадить высококачественные породы деревьев.
По словам Юрия Сидорова, бартер заинтересовал не только финские, но и шведские компании. "Мой старый партнер из Швеции предложил профильное сотрудничество, назвав цифру в 1 млн куб. м бросовой древесины", - добавил новгородский предприниматель.
В юридической практике к бартеру относят сделки, в результате которых стороны обмениваются товарами, работами, услугами или имущественными правами. До начала 2000-х годов бартерные операции были довольно популярны. Затем интерес бизнеса и властей к безденежному обмену спал. Но в последние месяцы эксперты говорят о возвращении бартера.
Как отметил адвокат, управляющий партнер МГКА "Минеев и партнеры" Владимир Минеев, регионы все чаще обращаются к этому виду сделок и начинают менять товары легпрома, металлопрокат, стройматериалы и бытовые товары. "В нашем государстве бартер - это, по сути, договоры купли-продажи, права и обязанности по которым сегодня регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, - пояснил Владимир Минеев. - Для обменивающихся сторон юридические последствия бартера такие же, как если бы стороны просто покупали и продавали друг другу товар за реальные деньги. Поэтому в такого рода обмене абсолютно на законных основаниях может участвовать сегодня все, что законом не ограничено к гражданскому обороту и не изъято из него".