"Дискуссии о введении в России цивилизованного лоббизма ведутся в стране последние 20 лет. Создание правовых основ лоббизма предусмотрено Национальным планом противодействия коррупции. Многие эксперты пришли к выводу, что лоббизм для России необходим и требуется принятие соответствующего закона. И нас волнует то, каким станет закон о лоббизме. Он должен содействовать минимизации коррупционных процессов в стране, сохранению конституционного порядка при принятии органами власти своих решений, а также станет еще одним связующим звеном между властью, бизнесом и институтами гражданского общества. Это позволит оперативно получать информацию о процессах, идущих в обществе, знать, какие группы лоббируют те или иные интересы", - убежден председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, член Комитета Госдумы ФС РФ по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
Вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко отметил, что попытки продвижения интересов различных социальных групп в органах государственной власти, проще говоря, лоббистская деятельность, ведутся давно: "Но закона, регулирующего эту сферу, по-прежнему нет, хотя за двадцать пять лет было подготовлено уже шесть проектов. Ныне перед экспертным сообществом стоит задача принять действующий закон о лоббизме, который должен стать одним из инструментов снижения коррупции в стране. Но есть опасность, что принятие несовершенного закона увеличит коррупционность. Поэтому надо здраво рассматривать, насколько он может быть полезен".
Новая редакция закона о лоббизме вводит понятие "продвижение интересов", запрет на продвижение интересов в органах судебной власти и случаи, которые не являются продвижением интересов. Также определен порядок заключения договора на продвижение интересов, перечень лиц, которые не могут быть представителями интересов, их права и обязанности и перечень должностных лиц, с которыми имеет право взаимодействовать представитель интересов. Законом устанавливается порядок организации деятельности саморегулируемой организации представителей интересов и вводится единый государственный реестр СРО представителей интересов. "Предложенные поправки о взаимодействии органов власти с общественными объединениями - одно из наиболее важных направлений лоббистской деятельности. Зачастую необходимо отстаивать права и интересы не только бизнеса, но и простых граждан, - отметил Владимир Страшко. - Но к разделу о порядке продвижения интересов коммерческих организаций возникает много вопросов. Не до конца понятны процедура организации взаимодействия, принцип создания и работы, саморегулируемость организации. На наш взгляд, законопроект не полностью отвечает интересам предпринимательского сообщества. Пока мы не готовы его поддерживать".
Вице-президент ТПП РФ напомнил, что существует единственный документ, закрепляющий лоббистскую деятельность в стране, - это Закон "О торгово-промышленных палатах в РФ". "В соответствии со статьей 3 этого закона организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами является одной из основных задач торгово-промышленных палат. ТПП РФ является лоббистом с законодательно закрепленными функциями. Таким образом, федеральная палата остро не нуждается в принятии рамочного закона о лоббизме, так как полноценно представляет и защищает интересы бизнеса в органах власти", - констатировал Владимир Страшко.
Президент Национального союза содействия развитию института лоббизма Дмитрий Курганов, напротив, убежден, что современный лоббизм - это система отношений между властью и обществом, представляющий собой активную экспертную деятельность и технологии. "Формат лоббистской деятельности должен основываться на проектном офисе во всех сферах (общественной, политической, экономической) деятельности. А статус лоббиста могут иметь консалтинговые и экспертные комиссии, ТПП, союзы, отраслевые ассоциации, а также индивидуалы. Они будут способствовать росту эффективности взаимодействия с властью, профессионализации лоббистских услуг, - полагает Дмитрий Курганов. - Современный лоббизм - это повышение качества государственного управления и доходности бизнеса, а также новые позиции России в мире и лидерство в БРИКС, ШОС и Таможенном союзе".
Участники "круглого стола" сошлись во мнении, что для принятия закона нужен национальный консенсус. Пока же такого консенсуса нет - часть экспертов рассматривает лоббистскую деятельность как создание механизмов давления на власть со стороны некомпетентных игроков, продвижение интересов крупных компаний и декриминализацию откатов. Другие считают, что легализация лоббизма приведет к уменьшению коррупции, установлению новой налогооблагаемой профессиональной деятельности, появлению обратной связи между властью и бизнесом и введению единых правил для предпринимателей.