Волжская операция
Зона ответственности АО "Транснефть-Север" - это более полутора тысяч километров нефтепроводов от Усинска (Республика Коми) до Ярославля. Длиннющая "нитка", доставляющая углеводородное сырье от места добычи на нефтеперерабатывающие заводы, пересекает 26 рек, в том числе крупные судоходные Печору, Северную Двину, Сухону и Волгу. Чем может обернуться разрыв нефтяной трубы, проложенной под речным дном, понятно каждому. Поэтому подводные переходы для нефтяников-транспортников - забота номер один. И самые масштабные учебно-тренировочные занятия по ликвидации условных ЧС проходят именно на них. В 2013 году общественность наблюдала за учениями на Ижме, в прошлом году - на Северной Двине, нынче - на Волге.
…Согласно "легенде", специальная аппаратура в диспетчерском центре в Ухте, а затем и обходчик, работающий вблизи волжского подводного перехода, зафиксировали: на 1091 километре нефтепровода Ухта - Ярославль произошел условный выход нефти в акваторию Волги. А значит, моментально перекрываются задвижки, оповещается руководство всех уровней, на место выезжает патрульная группа из Ярославля. Ориентируясь на силу и направление ветра, скорость течения реки, специалисты определяют, где ниже по течению нужно устанавливать боновые заграждения, чтобы не дать нефтяному пятну уплыть далеко.
Расчеты показали, что место установки основного каскада бонов на Волге должно находиться в шести километрах от давшего условную течь подводного нефтепровода - почти под стенами Введенского храма и подворья Свято-Введенского Толгского монастыря. На противоположном берегу - старинное село Диево-Городище… А перед ним, на шести километрах берегов выше по течению, множество других населенных пунктов и дач. Допустить здесь экологическую катастрофу невозможно, преступно. Только тут, стоя на прибрежном песке, понимаешь, какая колоссальная ответственность лежит на людях, одетых в спецовку с надписью "Транснефть" и приступивших к ликвидации последствий аварии - к счастью, условной.
В нормативы уложились
С помощью катера-бонопостановщика сотрудники компании протягивают по воде и вдоль берега цепочки заграждений разной длины - так, что образуются две западни, куда и должна попасть вытекшая из трубы нефть. Отсюда ее с помощью установок-нефтесборщиков перекачают в поставленную у самой воды пятикубовую емкость, напоминающую дачный бассейн, а если ее не хватит, - в емкость побольше, размещенную на высоком берегу. В этот так называемый амбар помещаются уже 50 кубометров жидкости. Можно бы и сразу все сливать в него, но делать это не позволяет рельеф местности - волжский берег берет вверх почти сразу от кромки воды.
На случай очень крупной утечки предусмотрено сооружение тысячекубового амбара - в земле роют котлован, который устилают специальным очень прочным и влагонепроницаемым материалом. Если же сразу всю нефть с поверхности воды убрать не получится, в нескольких километрах ниже по течению, согласно плану ликвидации последствий ЧС, будет установлен очередной каскад боновых заграждений, и так будет повторяться - сколько потребуется.
Согласно нормативам, на установку первого каскада бонов, нефтесборщиков и амбаров должно быть затрачено не более четырех часов. Ко всеобщей радости, аварийная бригада с задачей справляется вовремя - натренированность уже налицо. Впрочем, так же было и на Ижме, и на Северной Двине.
- Я не первый раз участвую в таких тренировках как наблюдатель, но в этой организации - впервые. И вижу, что люди хорошо понимают, что каждый из них должен делать, - поделился впечатлениями первый замдиректора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Сергей Игнатьев. - В хорошем состоянии техника, специалисты действуют профессионально, уверенно, без спешки и суеты. Руководство смотрит за исполнением, ни во что не вмешивается, потому что руководители вторичного уровня - бригадиры, начальники участков и так далее - отлично знают свою работу. Видно отношение организации к содержанию парка техники, к подготовке людей.
Остался доволен учебно-тренировочными занятиями, в которых участвовали более 40 человек и около 20 единиц техники, и генеральный директор АО "Транснефть-Север" Алексей Поляков. По его словам, цель учений - не только отработать алгоритм действий при ликвидации ЧС, но и в очередной раз проверить эффективность используемого оборудования, понять, что надо улучшить, над чем еще подумать. Например, по сути, первый раз показывали себя в деле новые катера-бонопостановщики, над усовершенствованием которых сотрудники компании и завод-изготовитель бились более года. То, что в итоге получилось, Алексей Поляков охарактеризовал словами "неплохо себя показали".
- Мы наблюдаем за этой техникой очень внимательно, потому что находимся в поиске самого безопасного, надежного, практичного и подходящего для таких видов работ оборудования, - пояснил гендиректор АО "Транснефть-Север". - Думаю, закупим такие бонопостановщики для всех наших подводных переходов на крупных реках.
Старую трубу - в утиль
Справедливости ради надо сказать, что за последние пять лет на северных магистральных нефтепроводах ЧС, связанных с разгерметизацией труб, не было. Прежде всего потому, что здесь началась активная замена оборудования, отработавшего свой ресурс. В акционерном обществе рассказывают, что довольно сложная ситуация в 2008-2009 годах сложилась на участке Нюксеница - Погорелово, потому что там еще в советские годы была допущена "мешанина" из труб советского, чешского и польского производства.
Эта разносортица с годами стала приводить к разрывам, поэтому первые шесть километров новых отечественных труб (уже очень хорошего качества, как говорят в компании) были уложены именно здесь. На сегодня заменено уже более 100 километров, всего же до 2020 года АО "Транснефть-Север" намерено обновить почти 400 километров трубопроводов, в том числе на участке, проходящем через такой крупный населенный пункт, как Ярославль.
- Все-таки XXI век отличается от XX, и мы видим прогресс, - с удовлетворением говорит Алексей Поляков. - Это один из таких положительных моментов в нашей деятельности, когда мы получаем удовлетворение от работы и чувствуем гордость за предприятие, за коллектив и в целом за компанию.
Лидия Желудкова, начальник межрегионального отдела по надзору за магистральным трубопроводным транспортом Северо-Западного управления Ростехнадзора:
- Такие сильные организации, как "Транснефть-Север", много тратят сил, времени и денег на промышленную безопасность, в том числе экологическую. Отрадно отметить, что сотрудники готовы к локализации и ликвидации возможных аварий и не теряются в каких-то сложных ситуациях. Приятно работать с такими организациями.
На правах рекламы