11.08.2015 19:24
Экономика

Петербургские депутаты попросили провести аудит крупнейших ГУПов

ФАС выявила нарушения антимонопольного законодательства крупными компаниями Петербурга
Текст:  Анна Романова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №176 (6747)
В начале осени этого года ожидают принятия поправок в законодательство о защите конкуренции. Если будет утвержден так называемый четвертый антимонопольный пакет, граждане смогут защищать свои интересы, подавая индивидуальные заявления насчет соблюдения законодательства о защите прав потребителей, и этими нарушениями будут заниматься другие контролирующие органы, а Федеральная антимонопольная служба сосредоточится на "более интересных делах".
Читать на сайте RG.RU

За последнее время такие дела наметились в области энергетики, пассажирских перевозок, работы в портах. Так, например, управление ФАС по Ленинградской области возбудило в отношении ФГУП "Росморпорт" дело по признакам нарушения закона о защите конкуренции в порту Усть-Луга.

Петербуржец пожаловался на рекламу "Мама, а папа не дышит"

Как сообщил заместитель руководителя управления ФАС по Ленобласти Глеб Конов, на организацию поступила жалоба от частной компании, оказывающей услуги лоцманской проводки судам, заходящим в том числе в Усть-Лугу. Бизнесмены утверждали, что в порту уклоняются от оформления пропусков.

- В данном случае "Росморпорт" прекратил выдачу временных пропусков на проход лоцманов и автотранспорта и оставил только разовые. Это ограничило возможности компании оперативно отрабатывать поступившие заявки от судовладельцев и агентов судов и вовремя оказывать услуги в акватории порта, - сказал он.

Участники рынка считают, что порты Петербурга и Ленобласти - это территории, где закон о конкуренции не исполняется. Тогда представители ФАС говорили, что бизнесмены просто не сообщают в органы о дискриминации, жалоб мало, поэтому в этом направлении и нет активности. Теперь создан прецедент, и в ближайшие дни будет слушаться дело.

В портах Петербурга и Ленобласти закон о конкуренции не исполняется, считают эксперты

В поле зрения городской ФАС недавно попали и два транспортных ГУП - "Горэлектротранс" и "Пассажиравтотранс". По словам замглавы УФАС по Петербургу Петра Яковлева, все дело в ситуации с госзаказом, и на "Пассажиравтотрансе" происходят "какие-то странные вещи", например, конкурс на страхование гражданской ответственности отменяли четыре раза. По мнению заместителя главы УФАС, чтобы наконец получить желаемого победителя в конкурсе.

По словам Яковлева, УФАС добивается справедливости, как может, проводит и будет проводить проверки и выносить предписания, но, видимо, необходимо некое единое положение о проведении закупок. Антимонопольная служба вменяет "Пассажиравтотрансу" то, что договор на право оказания услуг ОСАГО был заключен с нарушением нескольких норм закона о конкуренции.

Так, например, договор со страховщиком был подписан раньше, чем опубликовали извещение о конкурсе и провели заседание на право оказания услуг, за что в прессе предприятие окрестили "экстрасенсом". В ГУП же объясняют причину срочностью: необходимо было скорее выбрать страховую компанию, так как не могут же ездить пассажиры без страховки.

ФАС предложила создать антимонопольный Интерпол

По итогам конкурса победителем была необоснованно признана, по мнению ведомства, одна страховая компания, помимо которой в конкурсе участвовали еще три компании, одна из которых и подала жалобу. Как сообщает региональное управление ФАС, представитель организатора торгов не смог пояснить комиссии антимонопольщиков, на каком основании в качестве единственного исполнителя было выбрано именно это страховое общество.

Антимонопольщики подчеркнули, что семь процентов жалоб на "Горэлектротранс" оказались обоснованными, а на "Пассажиравтотранс" - 75 процентов. При этом второе ГУП сейчас обжалует решения УФАС и подчеркивает, что в прошлом году большинство решений антимонопольного органа были признаны судом недействительными.

Также руководители ФАС - на этот раз областной - рассказали о прецеденте, который создали в сфере жилищного хозяйства, когда в одном из районов области отказались передать документы на управление домом управляющей компании, выигравшей в конкурсе. Формулировка "отказались" есть и в претензиях УФАС к монополистам от энергетики - некоторые ресурсоснабжающие организации области отказывались выдавать компаниям договор о подключении к сетям.

- Вообще, жители продолжают вести неравный бой с сетевыми структурами, - рассказал Глеб Конов, - возбуждено 12 дел в отношении областных сетевых компаний, надеемся, что будет исполнение предписаний. Например, одна из этих компаний навязывала населению услугу по коммерческим расценкам, цена превышала сумму за льготное подключение, а граждане просто не знали, что у них есть возможность подключиться при меньших затратах.

Справка "РГ"

На днях несколько петербургских депутатов направили в Смольный запрос о проведении независимого аудита на целом ряде городских ГУП. В список попали как раз те предприятия, которые вызывают интерес у УФАС, - энергетические и транспортные. Прежде всего, это "Метрополитен", "Пассажиравтотранс", "Горэлектротранс", "ТЭК", "Водоканал". Большинство этих предприятий заявили о намерении повысить цены на свои услуги с нового года, что депутаты считают необоснованным (метро - почти на 25 процентов, "ТЭК" - на 30 процентов для предприятий, "Водоканал" - на 10 процентов для населения и 12 для предприятий). По мнению парламентариев, ГУП неэффективно используют выделяемые субсидии, а потом продолжают просить увеличить сумму из бюджета, пользуясь своим монопольным положением. Аудит может выявить лазейки, через которые эти деньги "утекают".

Транспорт Санкт-Петербург ФАС Северо-Запад