В магазинах часто можно купить и хороший мед, можно купить и фальсификат. Тут как повезет, говорит президент Всероссийского союза "Пчеловодство" Ольга Чупахина. Под фальсификатом она подразумевает продукцию, называемую медом, но сделанную с добавлением сахара.
Определить ее иногда можно и на глаз. Так, настоящий мед, кроме липового и акациевого, зимой кристаллизуется. Даже когда его предварительно распускают - подогревают до температуры не выше 40 градусов, чтобы разлить по банкам. Плюс, у хорошего меда должна быть горчинка, и он должен оставлять горечь в горле, рассказывает собеседница "РГ".
Справедливости ради стоит сказать, что добросовестные производители, которые добавляют в мед сироп, пишут на банках "медовый продукт". Но если этого нет - это уже обман покупателя. В "разбавленном" меде содержится меньше полезных веществ. И по вкусовым качествам он отличается от "чистого". "Этим медом не отравишься. Но и пользы он никакой не принесет", - говорит Ольга Чупахина.
В соавторстве с несколькими депутатами она готовит к внесению в Госдуму проект закона "О пчеловодстве". Идея авторов - отдельно прописать возможность создания саморегулируемых организаций (СРО) в области пчеловодства, ввести паспорта для пасек (для возможности отслеживания происхождения меда) и урегулировать вопрос обработки химикатами цветущих растений.
Основные производители российского меда - 90 процентов - это частные пасечники, указывают в союзе. Каждый из них имеет слишком маленькую рыночную силу. И рынок устроен таким образом, что оптовые компании и перекупщики, продающие мед в магазины и торговые сети, диктуют свои условия. В том числе платят слишком низкую цену первичным производителям и по своему усмотрению разбавляют мед. Правда, немало и добросовестных компаний, оговаривается Чупахина.
Если частные пасечники начнут объединяться, они смогут напрямую продавать свой мед. А кроме того - решить вопрос качества. Дело в том, что пчеловоды иногда используют некачественные лекарства или не соблюдают технологию их использования. В итоге - результаты тестов на наличие антибиотиков или тяжелых металлов оказываются неутешительными. Объединение производителей позволило бы наладить эффективный лабораторный контроль, говорит соавтор документа.
"Если решить вопрос с качеством и безопасностью, Россия могла бы поставлять больше меда. А самое главное - обеспечить свои собственные потребности", - говорит Чупахина. Хотя и сейчас Россия, по ее данным, экспортирует больше меда, чем завозит - 1000 тонн в год против 600.
"На сегодняшний день российские стандарты качества по меду уступают европейским, - отмечает заместитель председателя правления ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" Дмитрий Леонов. - Российские регламенты предъявляют к этому продукту требования по уровню содержания десяти возможных антибиотиков, в то время как европейские стандарты предусматривают более жесткие требования и оценку по большему количеству показателей. При этом в России даже не существует самих методик оценки некоторых показателей. Поэтому, с одной стороны, мы открываем свой рынок для инвертированного меда из Азии, а с другой, не можем вывести наш мед на европейский рынок".
Все те проблемы, которые предлагается решить в новом законопроекте, также можно урегулировать уже действующим законодательством, говорит президент Российского национального союза пчеловодов Арнольд Бутов.
Хотя и признает все те же проблемы, существующие в отрасли - слишком большую рыночную силу перекупщиков, производство фальсификата. Одна из его идей - запретить малую торговлю медом для организаций, не имеющих своих пасек. "Придешь на ярмарку выходного дня - там одни перекупщики. Что не удивительно. Разве фермер бросит свое хозяйство в регионе, чтобы на два дня поехать в крупный город торговать? Да к тому же это огромные транспортные расходы", - говорит эксперт.
Что касается качества меда, распространяемого через разные розничные каналы, тут не стоит спешить с однозначными выводами, указывают в "Руспродсоюзе". По словам Дмитрия Леонова, вопреки расхожему мнению, мед, который продается на полках крупных магазинов, как минимум не хуже, а, может, и лучше того, который распространяется на выставках и ярмарках.
"Дело в том, что при поступлении сырья к производителям меда оно проходит оценку качества по различным показателям и критериям, действующим на территории России. Несоответствующее этим критериям сырье отправляется назад поставщику, а прошедший оценку мед перерабатывается, фасуется и направляется либо в каналы продаж, либо к дистрибьюторам", - рассказывает эксперт.
На ряде производств конечный продукт проходит дополнительную оценку "на выходе". Производителям самим невыгодно поставлять некачественный товар в ретейл, рискуя репутацией и потерей крупного канала сбыта, говорит собеседник "РГ".
Кстати, весь мед в магазинах в скором времени пройдет проверку. Ее проведет Автономная некоммерческая организация (АНО) "Российская система качества". По результатам проверки тем или иным производителям будет присваиваться "Знак качества". "Мед входит в первую десятку категорий товаров, которые попадут в исследования Роскачества. Таким образом, в скором времени потребители получат объективную и достоверную информацию об уровне качества меда на прилавках магазинов нашей страны", - рассказал "РГ" заместитель руководителя "Российской системы качества" Илья Лоевский.