Росстат, напомним, констатировал, что ВВП России за период с апреля по июнь упал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,6 процента. Снизился он и в первом квартале - на 2,2 процента.
При том, что все негативные факторы, которые оказывают влияние на отечественную экономику, никуда не делись. На рубль продолжает давить дешевая нефть, которая на данный момент застряла около 50 долларов за баррель. Соответственно есть опасность роста инфляции и низкого объема инвестиций, что на руку экономике тоже не играет. В результате, считают в агентстве, в 2015 году экономика России упадет на 3 процента, а в 2016 году рост будет нулевым.
Однако делать выводы на год вперед, основываясь на данных за второй квартал, пусть и негативных, не всегда верно, считают эксперты, опрошенные "РГ". Конечно, по некоторым показателям можно сказать, что прогноз близко к реальности, считает главный научный сотрудник Института экономики РАН Борис Хейфец. "Если падают инвестиции, то откуда возьмется рост? Может быть, за счет роста производительности труда, но для этого опять же нужны инвестиции", - приводит он пример.
Однако, продолжает эксперт далее, "я очень осторожно сейчас отношусь к прогнозам. Всемирный банк, например, уже три раза пересматривал прогноз на этот год. Российское Минэкомразвития, наверное, еще чаще, но они делают многовариантные прогнозы. И вообще сейчас очень много прогнозов просто не сбываются. Им можно верить, но не доверять".
При этом, напоминает Борис Хейфец, прогнозы, которые говорили о том, что во второй половине 2015 года будет улучшение, основывались на том, что мы уже достигли дна. А достигли ли? - задает он сам себе вопрос. Ответить на этот вопрос очень непросто.
"Есть много привходящих факторов, особенно геополитических. А они вообще с трудом поддаются хоть какой-либо удобоваримой оценке. И вообще, слышал недавно такую фразу: в России на краткосрочный и среднесрочный периоды сейчас точно что-либо прогнозировать нельзя. А вот на 300 лет очень легко - многое сбывается", - резюмировал эксперт.
С мнением Бориса Хейфеца об осторожном отношении к прогнозам согласился и главный экономист Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов.
"С учетом мирового опыта, кстати говоря, прогноз вполне реален. Но с учетом российского опыта и экономических реалий - я сомневаюсь в том, что прогноз оправдается со стопроцентной точностью", - считает он.
Не стоит забывать о политике, а это вообще прогнозировать очень сложно, продолжает эксперт. "Санкции - снимут ли в январе или продлят на год, полгода - непонятно, а это тоже очень серьезно влияет на ситуацию, и Moody’s этот факт также отметил", - напомнил Валерий Миронов.
И обратил внимание на тот факт, что если ориентироваться на девальвацию, которая изучалась в большом количестве работ прошлых лет (работы 2000-х годов), то они показывают, что после девальвации обычно экономика на второй год все-таки выходит на некоторый рост. "Исходя из этого рост, небольшой, но, тем не менее, все-таки возможен", - резюмировал он.