19.08.2015 18:55
Экономика

В Зауралье проектные институты стали жертвами конкуренции

Мелкие проектные организации сбивают цены на рынке и снижают качество работы
Текст:  Валентина Пичурина (Курганская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (6755)
В Курганской области растет количество мелких проектных организаций. Способность некоторых из них выполнять серьезные заказы под большим вопросом, однако фирмы выигрывают конкурсы и вытесняют с рынка крупные институты.
Читать на сайте RG.RU

Игра на понижение

На одном из областных совещаний инвестор посетовал, что не может найти хорошего проектировщика: мол, в регионе произошла "деквалификация проектных организаций". С мнением предпринимателя согласился заместитель губернатора по инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Игорь Веригин и предложил помочь найти специалистов в других регионах.

Хотя инвестор и вице-губернатор уточнили, что речь идет о высокотехнологичных специализированных проектах, а такую работу и раньше в России могли выполнять лишь несколько организаций, их слова задели профессиональное самолюбие курганских проектировщиков.

Проектный институт "Транснефти" вошел в 5-ку лучших деловых партнеров

- Конечно, кризис в отрасли идет, но не до такой степени, чтобы с каждым проектом ехать в другие регионы, - поделилась мнением с корреспондентом "РГ" руководитель отдела территориального развития комплексной проектной организации "Архстройпроект" Оксана Ковалева. - Сейчас очень развита кооперация. У нас наработаны деловые связи с проектными институтами Санкт-Петербурга, Москвы, других крупных городов, поэтому нет никаких препятствий к выполнению даже самого сложного заказа.

По мнению проектировщиков, проблема в другом: рынок наводнили мелкие фирмы, они мешают серьезным организациям выигрывать торги и получать заказы. По запросу в Интернете один только "ДубльГИС" выдает 40 наименований проектных организаций, а всего их в Курганской области около 60-ти. Плюс к тому в торгах всегда участвуют иногородние компании. В одном конкурсе бывает до ста участников.

С точки зрения развития конкуренции это можно было бы приветствовать: чем больше игроков на рынке, тем лучше потребителям. Да вот только игра идет в одни ворота, отмечают проектировщики. Ведь выигрывает обычно тот, кто запросит меньшую цену. Поэтому неудивительно, что чаще всего заказы достаются фирмам-однодневкам, сбивающим цены в два-три раза. Им нечего терять, потому что у них ничего и нет: ни штата квалифицированных работников, ни материально-технической базы. Выиграв тендер, они идут к своим недавним соперникам - в те самые проектные институты - и набирают там специалистов вплоть до главного инженера проекта (ГИП). Солидные организации демпинговать не могут: за ними стоит коллектив, которому надо платить зарплату, учить, повышать квалификацию. Кроме того, нужно уплачивать налоги, поддерживать лицензионное программное обеспечение и выполнять много других обязательств.

- Перед корректировкой закона о госзакупках (44-ФЗ) часто звучали предложения установить некий предел, до которого на тендерах можно снижать цену, - рассказал бывший руководитель организации "Кургантрасмашпроект-Р" Александр Быстров. - Допустим, объект стоит миллион, минимальная стоимость, до которой можно опуститься - 800 тысяч. А дальше заказчик пусть уже сам выбирает, кто ему больше подходит по квалификационным и другим критериям. Но предложения не прошли. В результате, пытаясь сэкономить, государство плодит халтурщиков, а институты разоряет.

Одна судьба

У Александра Быстрова стаж работы в проектировании более 40 лет. По его словам, когда-то в Курганской области было пять ведущих проектных институтов и несколько ведомственных. Все работали по своим направлениям. Сейчас организации берутся за любой, даже непрофильный проект - лишь бы выжить. Да и самих институтов в прежнем качестве по сути уже нет.

Например, "Кургантрансмашпроект" когда-то занимал целое восьмиэтажное здание. Он был образован в 1969 году и являлся филиалом Ленинградского института "Союзтрансмашпроект" с подчинением Министерству оборонной промышленности СССР. Ряд крупных заводов в Зауралье построен по его проектам. После ликвидации Миноборонпрома и приватизации в 1997 году институт стал обществом с ограниченной ответственностью. Сейчас в его штате около десятка человек, они занимают несколько кабинетов. А собственник находится за пределами Курганской области.

ФАНО раскритиковало предложенный Минобрнауки РФ проект финансирования

- Два года назад предприятие было продано одному из курганских заказчиков. Тот обещал обеспечить коллектив заказами от нефтяников, но не смог и перепродал институт красноярской инвестиционной компании, - пояснил Александр Быстров. - Последний крупный объект, который мы проектировали, - Шадринский завод металлоконструкций. Остальное - надстройки, пристройки - мелочь, за счет которой не проживешь.

Судьбу "Кургантрансмашпроекта" может повторить старейший институт гражданского строительства - "Кургангражданпроект". По его разработкам застроен почти весь город Курган. О высоком уровне квалификации сотрудников института говорит и тот факт, что именно ему в 1990 годах было доверено разработать проект завода по уничтожению химоружия в Щучье и инфраструктуру к нему. В коллективе вспоминают, как иностранный партнер - американская фирма - поставил тогда жесткое условие: выполнять проекты в электронном виде. Сейчас это просто, а в то время для большинства россиян компьютер был диковинкой, и в институте тоже работали по старинке - с кульманом и ватманом. Но в итоге в короткий срок учреждение переоснастили по последнему слову техники. И вот теперь этот легендарный институт оказался на грани банкротства. Впрочем, среди причин ухудшения его финансового состояния не только недобросовестная конкуренция на рынке, но и неплатежи заказчиков.

Надо сказать, что "Кургангражданпроект" - акционерное общество со 100-процентным государственным участием. В областном департаменте строительства, госэкспертизы и ЖКХ подчеркнули: областные власти заинтересованы в сохранении организации и не допустят ее банкротства.

- Мы предлагаем в 2016 году предусмотреть в областной инвестпрограмме средства на поддержку института, - пояснил глава департамента Нияз Юсупов, - а сейчас меняем там директора. Считаем, что неграмотный менеджмент тоже сыграл роль в доведении организации до плачевного состояния.

Будущее за "малышами"

По мнению директора проектного института "Мясомолпром" Алексея Иванова, за фирмы-однодневки надо строже спрашивать с саморегулируемых организаций (СРО).

- Система СРО сегодня не работает в том качестве, в каком она задумывалась, - считает он. - Не все, но многие из них превратились в структуры для зарабатывания денег. Они набирают членов, взимают с них взносы, а требования, установленные законодательством к проектным организациям, не выполняют. Например, в перечне видов работ, на которые требуется допуск СРО, есть такие, для проведения которых обязательно определенное количество специалистов. В малых организациях порой всего два-три работника, но разрешения им выдают.

Жителей Екатеринбурга задействуют в обсуждении дорогих госзакупок

Владимир Суханов, руководитель СРО "Союз строителей Урала", в составе которого 25 проектных организаций, считает: нельзя мерить всех одним аршином. В Зауралье цены на торгах в основном сбивают иногородние фирмы, многие из которых, по его словам, зачастую даже плохо представляют себе, где находится Курган. Когда дело доходит до реализации проекта, выясняется, что он не соответствует элементарным требованиям, начинаются скандалы, сроки строительства затягиваются. Например, тому же "Кургангражданпроекту" пришлось переделывать проект областного перинатального центра, выполненный первоначально московской фирмой.

Вместе с тем тендеры позволили и курганским проектным организациям получать заказы в других регионах. Парадоксальность ситуации, по мнению эксперта, в том, что рынок проектных услуг растет, тогда как проектировать по большому счету нечего. У застройщиков жилых комплексов, как правило, есть свои проектные группы, у специализированных организаций - тоже. Торговые сети заходят в регионы со своими готовыми типовыми проектами. К тому же сейчас проектирование существенно ускоряют и упрощают современные IT-технологии.

- В 1990-х строительная организация, которую я возглавлял, построила в Кургане в Заозерном жилмассиве многоэтажные дома по финским проектам, - рассказал Владимир Суханов. - Мы тогда специально ездили в Финляндию посмотреть, как они работают. Финны нам за 20 минут выдали десяток разных планировок, эскизов и конфигураций. Мы удивлялись: как они могут так быстро? А сейчас у нас то же самое.

Поэтому будущее, считает Суханов, за малыми предприятиями, а большие проектные институты себя изжили. Для выполнения крупных заказов можно создавать холдинги: есть необходимость - объединились и спроектировали.

Такого же мнения придерживается Оксана Ковалева. Кстати, организация "Архстройпроект" относится к малым, она была создана восемь лет назад.

- Тенденция распада крупных структур на более мелкие прослеживается во всех сферах, не только в проектировании, - говорит она. - В прошлом году мы побывали на московском форуме по урбанистике, где узнали, что раньше такая тенденция наблюдалась в Европе, а теперь и в России. Возможно, это веление времени: чем меньше предприятие, тем оно мобильнее, гибче.

Компетентно

Зоя Романенко, почетный строитель России:

- Главная проблема проектных организаций сегодня - потеря квалификации сотрудников. Грамотный специалист воспитывается в коллективе. Раньше, чтобы стать главным инженером проекта, нужно было проработать в институте лет восемь. А сейчас, глядишь, окончил вуз - и через полгода уже ГИП. Да, какой же он ГИП, если даже чертежи толком читать не умеет! Оттого у нас постоянно что-то взрывается, рушится или горит. Молодежь надо учить, а сделать это можно только в профессиональной команде, организации с хорошими традициями. Рано списывать проектные институты. Наоборот, надо беречь этот золотой фонд.

Малый бизнес Наука Курганская область Урал и Западная Сибирь