25.08.2015 00:46
Экономика

Казанские специалисты создали уникальный вертолет

Вертолет "Ансат" оказался востребован и в гражданской, и в военной авиации
Текст:  Сергей Птичкин
Российская газета - Спецвыпуск: Авиастроение №189 (6760)
Разработчиком этой винтокрылой машины выступили специалисты Казанского вертолетного завода (КВЗ), входящего в холдинг "Вертолеты России". Новый вертолет получил незатейливое имя "Ансат", что в переводе с татарского значит "простой".
Читать на сайте RG.RU

"Ансат", как предполагалось, должен был занять нишу Ми-2 и предназначался для первоначального обучения, закрепления навыков вертолетовождения и выполнения не слишком сложных полетов. Однако простота вертолета оказалась поистине гениальной - это та машина, которая действительно нужна стране и будет востребована за рубежом.

Интересна история ее рождения, которое пришлось на непростые для нашей страны и отечественного вертолетостроения 1990-е годы. Несмотря на все трудности того времени, казанские вертолетостроители находились на творческом подъеме. У них неплохо шли дела, так как продукция КВЗ - вертолеты марки "Ми" - пользовалась большим спросом за рубежом.

Российские летчики смогут видеть сквозь самолет

И в 1993 году в Казани под руководством заместителя генерального директора завода В.Карташова в инициативном порядке началась разработка легкого вертолета, получившего позднее имя "Ансат". Было решено проектировать многоцелевую двухдвигательную винтокрылую машину взлетной массой 3300 кг, соответствующую отечественным и международным нормам летной годности АП-29 (FAR-29). Был изготовлен макет вертолета, который демонстрировался на авиасалоне МАКС-97.

Первоначально "Ансат" разрабатывался в многоцелевом гражданском варианте. Однако когда стало ясно, что вертолет получается, был спроектирован учебно-тренировочный вариант. Опытный вертолет "Ансат" совершил первый полет в день открытия авиасалона МАКС-99 17 августа 1999 г. Правда, произошло это не в Жуковском, а на заводском аэродроме в Казани. Сегодня вертолет прошел весь цикл сертификационных испытаний и полностью готов к серийному производству. Интерес к нему растет. Нет сомнений, что он усилится после авиасалона МАКС-2015.

Что можно сказать об этой машине после того, как она не только подтвердила заявлявшиеся характеристики, но и прошла серьезную модернизацию? "Ансат", построенный по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом, имеет высокий конструктивный уровень безопасности. Вертолет существует в вариантах с новейшей электродистанционной системой управления полетом (КСУ-А) и традиционной гидромеханической системой управления (ГМСУ). "Ансат" с ГМСУ имеет сертификат типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета. В вертолете сбалансированно сочетаются традиционные и новаторские технические решения.

На МАКС-2015 будет заключена крупнейшая сделка на закупку Су-35

Сегодня "Ансат" уверенно вышел на рынок российской коммерческой авиации. Холдинг "Вертолеты России" заключил два контракта на поставку вертолетов "Ансат". Первыми заказчиками пяти новых вертолетов стали авиакомпания "Тулпар Геликоптерс" и "Авиационно-промышленная компания ВЕКТОР".

Вертолет имеет ряд серьезных конкурентных преимуществ перед аналогами в своем классе. Он надежен и прост в эксплуатации, может использоваться в широком диапазоне климатических условий, не нуждается в ангарном хранении. В "Ансате" применяются как проверенные временем металлические конструкции, так и композиционные материалы, в том числе в агрегатах несущей системы. Бесшарнирная втулка несущего винта обеспечивает высокий уровень управляемости и значительно снижает эксплуатационные расходы.

Авиатранспорт Казань Волга-Кама