25.08.2015 00:43
Экономика

Эксперт рассказал о "книге жалоб" российского бизнеса

Российская Бизнес-газета - : №33 (1012)
Никита Музыря, общественный омбудсмен по вопросам защиты прав предпринимателей в сфере транспорта:
Читать на сайте RG.RU

- Наиболее эффективным механизмом защиты прав предпринимателей является ежегодный доклад Бориса Титова президенту РФ.

"Книга жалоб и предложений российского бизнеса", одна из основных частей доклада, позволяет напрямую донести до президента те системные проблемы, которые бизнес не в состоянии решить на местах своими силами. Для решения этих проблем, как правило, необходимо давать конкретные поручения федеральным органам исполнительной власти, а зачастую вносить поправки и в действующее законодательство.

С какими проблемами сталкивается бизнес при выкупе помещений у города

Работа над докладом начинается примерно за полгода до его презентации. Идет кропотливая работа с обращениями от предпринимателей и региональных уполномоченных, выявляются характерные для отрасли проблемы. Прорабатываются возможные варианты решения выявленных проблем. Проводятся регулярные совещания - СИТАНЫ (ситуационный анализ) с представителями бизнеса и федеральными чиновниками. И только после этого материалы попадают в ежегодный доклад. Так, в 2014 году в разделе доклада "Транспорт" было указано 11 проблемных вопросов по различным видам транспорта. Пять из них в области автомобильных перевозок. В этом году в доклад попали 7 проблемных вопросов, и все они в области автомобильного транспорта. Видимо, именно у автомобилистов возникло наибольшее число проблем, связанных с экономическим кризисом. И этому есть объяснение. Именно в автомобильном транспорте около 65% предпринимателей - это малый и средний бизнес, наименее защищенный слой отечественного бизнеса.

Целый ряд проблем можно объединить под одним заголовком: "Дискриминация перевозчиков негосударственной формы собственности при допуске к рынку транспортных услуг". Массовые обращения поступают практически из всех регионов. Сюда мы включаем такие факты, как формирование "мегалотов" на конкурсах по допуску к эксплуатации регулярных автобусных маршрутов. Например, заказчик перевозок в регионе формирует лоты, включающие в себя от 40 до 150 маршрутов (от 200 до 800 автобусов). Маршруты расположены в существенно удаленных друг от друга районах (до 200 км), при этом в каждом из районов для эксплуатации требуется наличие стояночных и ремонтных площадей. При таком подходе участвовать в конкурсах практически невозможно не только малому, но и среднему бизнесу. И вполне понятно, что конкурсная документация в этом случае пишется только для одного участника (как правило, это ГУПы или МУПы).

На автомобильных перевозчиков (опять-таки негосударственных) усиливается административное давление со стороны контрольно-надзорных органов. Применяется арест транспортных средств за правонарушения, за которые такая мера наказания не предусмотрена.

Следующая проблема - власти отдельных субъектов РФ устанавливают тарифы на регулярные автобусные перевозки ниже себестоимости и навязывают их частным компаниям. Но на законодательном уровне обязательства органов власти компенсировать убытки перевозчикам отсутствуют. Очень часто такие компенсации либо не покрывают всех расходов перевозчиков, либо выплачиваются с большими опозданиями и "съедаются" инфляцией.

Всех этих проблем можно было бы избежать, если бы на федеральном уровне был принят закон об организации регулярных автобусных перевозок пассажиров. В условиях отсутствия такого рамочного федерального закона, т.е. правовой неопределенности, местные и региональные власти значительно увеличили административную и финансовую нагрузку на перевозчиков. В начале июля такой законопроект был принят Госдумой и утвержден Советом Федерации. Однако окончательная редакция этого закона существенным образом отличается от той, которая была согласована Рабочей группой при профильном комитете Госдумы и Федеральной антимонопольной службой. Из законопроекта исчезли практически все права и гарантии для транспортного бизнеса, зато права чиновников многократно усилились. Такой подход может привести к существенному снижению конкуренции на этом рынке со всеми вытекающими из этого последствиями вплоть до создания госмонополий. Могут быть закрыты сотни автотранспортных предприятий. Приток частных инвестиций прекратится.

Бизнесменов избавили от длительных проверок

Проблемы в области грузовых автоперевозок можно охарактеризовать как продолжение административного и финансового давления на перевозчиков. Значительные, более 6 месяцев, сроки ожидания категорирования транспортных средств, без чего нельзя получить специальные разрешения на перевозку опасных грузов (в первую очередь топлива на АЗС) и пассажиров. На всю страну только 6 человек занимаются таким категорированием. Требования в обязательном порядке оснащать тахографами грузовой транспорт сельхозпроизводителей создают дополнительную финансовую нагрузку на предприятия, увеличивают стоимость сельхозпродукции.

Сейчас идет, наверное, самый трудный этап - согласование с чиновниками федеральных органов исполнительной власти текстов поручений ведомствам, вытекающих из ежегодного доклада президенту РФ. Что-то удается согласовать на рабочем уровне, но по целому ряду проблемных вопросов согласия нет. Нами подготовлена таблица разногласий. Следующий этап - это уже согласование на Межведомственной рабочей группе в Белом доме. Мы очень надеемся на взаимопонимание на этом высоком уровне, ведь президент РФ Владимир Путин собственноручно написал "Согласен" на тексте этого доклада.

Бизнес