25.08.2015 00:46
Экономика

Минстрой нашел способ сделать деятельность застройщиков прозрачнее

Девелоперов обяжут раскрывать о себе больше информации
Текст:  Ирина Жандарова
Российская Бизнес-газета - Новое законодательство: №33 (1012)
Дольщики могли бы лучше оценить риски от вложения средств в строительство, если бы у них было больше информации о застройщике, уверены власти. Минстрой России готовит законопроект, который вводит новые требования информационной открытости для компаний строительного рынка.
Читать на сайте RG.RU

Сейчас в России остается 70 тысяч обманутых дольщиков, приводит данные Елена Николаева, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Причиной, по которой люди становятся жертвами мошенников, являются скудные сведения, которые частные инвесторы могут узнать о застройщике при принятии решений о покупке жилья в строящемся доме. Недостаток информационной открытости стирает границы между добросовестными застройщиками и сомнительными компаниями. "Очень жаль, что сегодня для покупателя крупная компания и застройщик, имеющий один дом, абсолютно равнозначны по надежности", - говорит член правления Группы ЛСР, управляющий директор в Москве Иван Романов.

В Подмосковье могут появиться новые обманутые дольщики

Новые требования к раскрытию информации застройщиком о себе и строящемся объекте должны наглядно показать дольщикам, кто есть кто на рынке жилья. Сейчас создана рабочая группа для модернизации закона 214-ФЗ о долевом строительстве. В эту группу вошли более 20 представителей бизнеса, депутаты Госдумы, эксперты. Собрать предложения, подготовить документ и внести изменения в закон планируется уже до конца 2015 года.

Директор департамента жилищной политики Минстроя России Никита Стасишин считает, что новые требования открытости застройщиков позволят решить сразу несколько задач: "Повысить доверие инвестора к застройщику. И самое основное то, о чем нам говорят банки: для них камнем преткновения является сейчас при принятии решения о кредитовании того или иного застройщика его открытость, чем она больше, тем меньше риски, соответственно и процентные ставки по кредитам".

В 214-ФЗ уже содержатся требования к раскрытию информации, поправки в этот закон призваны эти нормы расширить и конкретизировать. Сейчас основным инструментом раскрытия информации о застройщике является публикуемая им проектная декларация. Отсутствие единых требований к декларациям и недостаточно жесткие правила публикации этих данных приводят к формальному соблюдению закона застройщиками. "Требование закона обязывает застройщика публиковать проектную декларацию, - приводит пример руководитель аппарата ассоциации "Национальное объединение застройщиков жилья" Кирилл Холопик. - Мы нашли декларацию в газете с самым маленьким тиражом, шрифт которой можно изучать под лупой. Такая декларация совершенно неинформативна, но формально застройщик требование закона выполнил".

Самым главным изменением должно стать установление единой формы проектной декларации, правом утверждения которой предлагается наделить минстрой. Также решено изменить способ направления застройщиками деклараций в контролирующие органы. Вместо почтового отправления планируется перейти на электронную форму декларации. Использование современных технологий будет способствовать созданию единого электронного реестра деклараций, который будет вестись на официальном сайте минстроя. Региональным органам контроля планируется предоставить право вести электронные региональные реестры деклараций.

В Госдуме предложили ограничить право дольщиков на компенсацию

Сама декларация пополнится сведениями, которые дадут возможность дольщикам оценить надежность застройщика и узнать реальные сроки строительства объектов. "Мы предлагаем указать в проектной декларации сведения о градостроительном плане земельного участка, сведения о планируемом подключении: технологическом присоединении к сетям и техническом обеспечении сетями электричества, планируемых сроках такого подключения, размерах платы за подключение, чтобы не получалось так, что дом построен, стоит, а сети не подведены. Важно дать человеку понимание, когда он может получить ключи", - отметил Никита Стасишин.

Кроме того, в декларации появятся сведения о том, как застройщик выполнил прошлые проекты. "Планируется ввести сведения о ранее возведенных застройщиком объектах, - говорит Стасишин. - Срывы сроков ввода объектов много скажут о том, как застройщик на практике выполняет свои обещания".

Также появятся обязательные требования к интернет-ресурсам застройщика. "Предлагается дополнить закон требованиями о размещении на сайте застройщика электронных копий следующих документов: проектной декларации, свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговый орган, свидетельства СРО, - перечисляет Никита Стасишин. - Эти документы должны быть размещены на собственном сайте застройщика либо на сайте организации, фирменное наименование или коммерческое обозначение которой используется для рекламы в привязке к конкретному проекту комплексного освоения территории". Требования совсем не фантастические, на сайте предлагается размещать копии документов, которые в обязательном порядке должны быть у каждого застройщика.

Говорить о полной готовности строительного рынка к таким изменениям еще рано. "На начало 2015 года только 23% застройщиков Москвы и Санкт-Петербурга являются информационно открытыми, именно такое количество девелоперов готовы представлять всю информацию о компании и строительстве в открытом доступе. Информационно открытые компании кроме проектной декларации готовы публиковать на сайте данные об учредителях, финансовых и бухгалтерских отчетах, уставных и корпоративных документах, но таких единицы, - говорит Николаева. - 47% застройщиков частично открыты, то есть готовы предоставлять широкой публике ограниченный объем данных, 30% застройщиков не считают нужным рассказывать о себе и не имеют сайта".

Инфраструктура Минстрой