25.08.2015 00:45
Экономика

В современной России нет условий для развития планеризма

Закон урезает планеристам право на полет
Текст:  Леонид Григорьев
Российская газета - Спецвыпуск: Авиастроение №189 (6760)
Сегодня в России заняться серийным выпуском планеров сложнее, чем самолетов. Это может показаться абсурдом, если вспомнить, что во времена СССР, особенно в довоенные и первые послевоенные годы, наша страна занимала первое место по количеству планеров и планеристов в мире, а планерные кружки были не то что в каждом городе, но и во многих поселках и деревнях.
Читать на сайте RG.RU

Сейчас жизнь планериста и планеростроителя стала гораздо сложней: законы в России сегодня таковы, что планеров де-юре как бы не существует. Точнее, они есть, но вот норм летной годности на них нет. А это означает, что получить сертификат на планер в России невозможно. Хотя и здесь опять нет полной ясности: можно получить сертификат летной годности единичного экземпляра. По какой-то неведомой логике это дает право на производство планеров в количестве не более пяти экземпляров одной модели.

Студентов бесплатно пустят на авиационно-космический салон МАКС-2015

Разобраться с тем, почему у нас в стране планеристы и планеростроители сталкиваются со столь странными нормативными рамками, регулирующими их жизнь, "РГ" попыталась в разговоре с Николаем Тугушевым, гендиректором компании "Авиастроитель". Однако и он затруднился объяснить причину существующих ограничений. Более того, по его словам, в причастных к планеризму ведомствах на словах не раз соглашались, что ничего страшного в "облегчении режима" для планеристов нет и называли сложившуюся ситуацию временным обстоятельством. Судя по всему, время ему еще не пришло.

- Как результат, в нашей стране планерный спорт практически не развивается, особенно в категории парных полетов, поскольку такие планеры в России вообще не производятся, - поделился Николай Тугушев. - А это не только удар по спортивному престижу нашей страны. Планеризм на самом деле - это далеко не только красивое и интересное хобби. Это важный элемент подготовки высококвалифицированных пилотов, особенно в гражданской авиации. Есть масса примеров того, когда наличие планерной подготовки у пилотов спасало при нештатной ситуации и самолет, и жизни сотен пассажиров.

Планеризм может стать подспорьем для подготовки квалифицированных пилотов

Бывшие планеристы не раз успешно сажали в таких случаях самолеты на неподготовленные площадки или и вовсе на воду, что мог сделать только человек, имеющий планерную подготовку и умеющий благодаря ей определить, сколько пролетит его самолет с неработающими двигателями. Логично бы было, наоборот, максимально облегчить со стороны государства развитие планеризма, стимулировать его - ведь таким образом страна получает без каких-либо серьезных затрат пилотов, способных спасти человеческие жизни. Но по непонятным причинам картина у нас ровно противоположная. Совершенно непонятна и позиция авиакомпаний. Я до сих пор не слышал ни одного примера, когда хоть бы одна более-менее крупная российская авиакомпания проявила интерес к планеризму, организовала свою команду для соревнований, помогла какому-нибудь клубу. А ведь за границей все крупные авиакомпании не только в обязательном порядке хотя бы раз в год проводят обучение своих пилотов навыкам управления планером, но и являются учредителями собственных планерных команд, спонсируют турниры по спортивному планеризму.

Росавиация поймала 150 пилотов с недействительными "правами"

Председатель Федерации планерного спорта России Сергей Рябчинский подтвердил, что планеризм мог бы стать прекрасным подспорьем для подготовки квалифицированных пилотов. Однако, отметил он, пока в стране не делается ничего для его развития. И пока производители планеров сертифицируют свою продукцию за рубежом по европейским или американским стандартам.

"Эти же нормы можно применять и для проектирования планеров в России, - считает Рябчинский, - поскольку своих норм у нас пока нет. И это ограничивает возможности наших производителей планеров, ибо они не могут коммерциализировать свою деятельность. Поэтому и условий для развития планеризма у нас сегодня нет. Создана Комиссия по делам авиации общего назначения при президенте РФ, но пока результатов не видно: ни по вопросам проектирования планеров, ни по развитию аэродромной сети для их эксплуатации".

Авиатранспорт