В современной России нет условий для развития планеризма

Сегодня в России заняться серийным выпуском планеров сложнее, чем самолетов. Это может показаться абсурдом, если вспомнить, что во времена СССР, особенно в довоенные и первые послевоенные годы, наша страна занимала первое место по количеству планеров и планеристов в мире, а планерные кружки были не то что в каждом городе, но и во многих поселках и деревнях.

Сейчас жизнь планериста и планеростроителя стала гораздо сложней: законы в России сегодня таковы, что планеров де-юре как бы не существует. Точнее, они есть, но вот норм летной годности на них нет. А это означает, что получить сертификат на планер в России невозможно. Хотя и здесь опять нет полной ясности: можно получить сертификат летной годности единичного экземпляра. По какой-то неведомой логике это дает право на производство планеров в количестве не более пяти экземпляров одной модели.

Разобраться с тем, почему у нас в стране планеристы и планеростроители сталкиваются со столь странными нормативными рамками, регулирующими их жизнь, "РГ" попыталась в разговоре с Николаем Тугушевым, гендиректором компании "Авиастроитель". Однако и он затруднился объяснить причину существующих ограничений. Более того, по его словам, в причастных к планеризму ведомствах на словах не раз соглашались, что ничего страшного в "облегчении режима" для планеристов нет и называли сложившуюся ситуацию временным обстоятельством. Судя по всему, время ему еще не пришло.

- Как результат, в нашей стране планерный спорт практически не развивается, особенно в категории парных полетов, поскольку такие планеры в России вообще не производятся, - поделился Николай Тугушев. - А это не только удар по спортивному престижу нашей страны. Планеризм на самом деле - это далеко не только красивое и интересное хобби. Это важный элемент подготовки высококвалифицированных пилотов, особенно в гражданской авиации. Есть масса примеров того, когда наличие планерной подготовки у пилотов спасало при нештатной ситуации и самолет, и жизни сотен пассажиров.

Планеризм может стать подспорьем для подготовки квалифицированных пилотов

Бывшие планеристы не раз успешно сажали в таких случаях самолеты на неподготовленные площадки или и вовсе на воду, что мог сделать только человек, имеющий планерную подготовку и умеющий благодаря ей определить, сколько пролетит его самолет с неработающими двигателями. Логично бы было, наоборот, максимально облегчить со стороны государства развитие планеризма, стимулировать его - ведь таким образом страна получает без каких-либо серьезных затрат пилотов, способных спасти человеческие жизни. Но по непонятным причинам картина у нас ровно противоположная. Совершенно непонятна и позиция авиакомпаний. Я до сих пор не слышал ни одного примера, когда хоть бы одна более-менее крупная российская авиакомпания проявила интерес к планеризму, организовала свою команду для соревнований, помогла какому-нибудь клубу. А ведь за границей все крупные авиакомпании не только в обязательном порядке хотя бы раз в год проводят обучение своих пилотов навыкам управления планером, но и являются учредителями собственных планерных команд, спонсируют турниры по спортивному планеризму.

Председатель Федерации планерного спорта России Сергей Рябчинский подтвердил, что планеризм мог бы стать прекрасным подспорьем для подготовки квалифицированных пилотов. Однако, отметил он, пока в стране не делается ничего для его развития. И пока производители планеров сертифицируют свою продукцию за рубежом по европейским или американским стандартам.

"Эти же нормы можно применять и для проектирования планеров в России, - считает Рябчинский, - поскольку своих норм у нас пока нет. И это ограничивает возможности наших производителей планеров, ибо они не могут коммерциализировать свою деятельность. Поэтому и условий для развития планеризма у нас сегодня нет. Создана Комиссия по делам авиации общего назначения при президенте РФ, но пока результатов не видно: ни по вопросам проектирования планеров, ни по развитию аэродромной сети для их эксплуатации".