25.08.2015 00:46
Экономика

В России замедлилось падение продаж автомобилей

Автодилеры устраивают сезонные распродажи
Текст:  Андрей Полухин
Российская Бизнес-газета - : №33 (1012)
Падение продаж автомобилей в России замедлилось, но эксперты не спешат говорить о восстановлении рынка. Тенденция может оказаться кратковременной, особенно если стоимость машин вновь взлетит вслед за курсом валют.
Читать на сайте RG.RU

Последний отчет Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), который отслеживает динамику продаж каждой представленной в нашей стране модели, по логике мог быть воспринят более оптимистично. Все-таки в июле среднерыночное снижение реализации автомобилей составило 27,5% относительно аналогичного периода 2014-го. Это почти столько же, сколько в январе (минус 24,4), и немногим лучше "бодрого" июньского показателя в минус 29,7.

Lada Granta научились управлять через смартфон

Однако председатель Комитета производителей Йорг Шрайбер предаваться иллюзиям не советует: "После суммарной потери 36% объема в первой половине года результат июля с минус 27,5 выглядит почти как хорошая новость. Но на самом деле то, что мы видим, - это результат низкой базы в соответствующий период прошлого года. Фундаментальное поведение автомобильного рынка продолжает разочаровывать, даже несмотря на то, что это происходит в условиях неустойчивой экономики и снижающихся доходов потребителей".

Специалист предположил, что еще одной причиной стабилизации на рынке стало стимулирование продаж - как через инструменты господдержки, так и через маркетинговые акции производителей и их дилеров.

Действительно, как раз в июле многие компании объявили для своих потенциальных клиентов специальные предложения, связанные не только с затовариванием складов, но и с выравниваем ситуации на валютном рынке. Кроме того, лето - традиционный период для активизации маркетинговых усилий, поскольку и в благополучные годы продажи в этот период обычно снижались. Как бы то ни было, по данным аналитического агентства "Автостат", скидочные программы в июле презентовали минимум 26 из 47 производителей, благодаря чему цены на машины снижались в пределах 2-10%.

Некоторым брендам эта политика принесла успех. "Падение продаж Chevrolet в июле составило 26%, что лучше динамики рынка в целом. Эффект оказывает увеличение и так значительных скидок на продукцию уходящего из России концерна General Motors, - привел "РГБ" пример аналитик агентства "Автостат" Алексей Муханов. - Результат Opel в июле не такой удачный, реализация снизилась на 54%, но это лучше показателей предыдущих месяцев".

Во многом именно со скидкой - в 40 тыс. руб. - эксперты связывают и абсолютную победу в модельном зачете Hyundai Solaris, который в июле покупали чаще традиционного лидера Lada Granta. Впрочем, налицо эффективность и других факторов. Так, занявшая второе место Kia Rio как раз к июлю прошла обновление в кузове хэтчбек, что привлекло к ней внимание. А резкий рост продаж "УАЗов" (на 71%) Алексей Муханов связал не только с ролью программ господдержки авторынка, но и с высокой долей госзакупок ульяновской техники.

Тем не менее, по мнению Йорга Шрайбера, стимулирование продаж должно быть существенно усилено, чтобы "развернуть тренд в противоположную сторону". "Я полностью солидарен с председателем Комитета автопроизводителей АЕБ, который отметил необходимость усиления госпомощи автопрому. Мы тоже считаем, что до конца 2015 года и в 2016-м в автоотрасли должны быть сохранены все действующие госпрограммы. При этом ценовой коридор госкредитования необходимо увеличить до 1,5 млн руб.", - заявил в свою очередь президент Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Владимир Моженков.

Призыв экспертов, похоже, услышан. Так, в третьем квартале правительство РФ намерено выделить автопрому 4,8 млрд руб. субсидий на компенсацию части затрат в связи с производством автомобилей. Уместно напомнить, что из 10 самых продаваемых на нашем рынке моделей девять делают в России. Минпромторг также предлагает увеличить и финансирование программы льготного автолизинга с 2,5 до 3,5 млрд руб. Мотивы называются откровенно: это и инфляция, и рост затрат заводов на закупку автокомпонентов, и колебания курса валют. Последний фактор сейчас особенно пугает экспертов.

Новый Fiat Doblo может прийти в Россию в сентябре

- Рубль снова слабеет. И если эта динамика сохранится, можно ожидать роста стоимости машин практически по всем сегментам, - заявил, в частности, исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов.

Однако тот же Владимир Моженков публично высказался, что производители будут до последнего сдерживать свои аппетиты, хоть и работают зачастую с убытками, компенсировать которые приходится за счет реализации в других странах. Ряд экспертов и вовсе называет информацию о грядущем повышении цен хитрой маркетинговой акцией. Дескать, расчет сделан на то, что потребители, откладывавшие деньги до лучших времен, постараются быстрее осуществить покупку. Есть и еще одна правдоподобная версия: автоконцерны просто отменят сезонные скидки и специальные предложения (кстати, в августе этими инструментами воспользовались еще не менее 16 компаний). Но при любом раскладе ситуация выглядит не слишком оптимистично.

- Убежден, что рынок не достиг дна и снижение продаж продолжится вплоть до конца года, - подтверждает эксперт "РГБ", ведущий радиопрограммы "Спорт FM.Руль" Максим Трусов. - Нестабильность курсов валют и неуверенность в завтрашнем дне не позволяют соотечественникам задумываться о покупке нового автомобиля. К тому же цены, несмотря на приличные скидки, все равно слишком высоки. И хотя лучше уже не будет, поверить в это народ еще не способен.

Товары и цены