25.08.2015 11:59
Экономика

Самой популярной вывеской на улицах Смоленска стала "Аренда"

Как смоленские предприниматели отреагировали на экономическую ситуацию
Текст:  Дмитрий Раичев (Смоленск)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №188 (6759)
В Смоленске горько шутят, что в городе появилась новая крупная сеть магазинов - "Аренда". В последние месяцы это, пожалуй, самая распространенная вывеска на улицах - предприниматели оставляют обжитые помещения.
Читать на сайте RG.RU

Исчезновение привычного магазина или мастерской оказывает на горожан даже более тягостное впечатление, чем повышение цен. Но специалисты уверены: горевать по малому бизнесу не стоит. С изменением экономической ситуации в этой сфере началась естественная трансформация: бизнес не умирает, а меняется.

Множество помещений действительно опустело, и в мэрии уже признают, что поступления от аренды муниципального имущества в этом году на треть меньше ожидаемых. Никаких решений в этой связи власти, впрочем, не предпринимают.

В Волгограде в несколько раз выросла аренда муниципальных помещений

- Для чиновников арендная плата - статистический показатель, который используется при составлении бюджета. И когда на каком-нибудь совещании, посвященном проблемам малого бизнеса, начинаешь говорить, что она в Смоленске слишком высока (а это несомненно) и что ее можно было бы рассматривать как субсидию для поддержки начинающих предпринимателей, они просто не понимают, что ты имеешь в виду, - отмечает руководитель регионального отделения "Опоры России" Елена Московцева. - Есть такой механизм: из бюджета предпринимателю компенсируют часть арендной платы, но он слабо развит, поскольку денег предусмотрено мало. В нынешних условиях можно было бы как-то изменить подход: например, уменьшить арендную плату до уровня, доступного для мелкого бизнеса, оформить это снижение как субсидию, утвердить соответствующую городскую программу... Доходы-то и без того ниже запланированного! Мне кажется, если бы чиновники подготовили своему начальству какие-то предложения по этому поводу, их услышали бы.

Впрочем, исчезновение привычного магазина не означает, что предприниматель столкнулся с непосильными трудностями, разорился и свернул свою деятельность. Еще пару лет назад в Смоленске были офисы репетиторов, имели собственные помещения небольшие конторы типа "муж на час", работало множество мастерских - например, по мелкому ремонту одежды или пошиву штор. Сейчас ничего этого нет. Точнее, бизнес существует, но без официального адреса, находят его клиенты по объявлениям, заказывают услуги по телефону.

Фермер Сергей Васильчиков из Смоленского района, торгующий молоком в областном центре, раньше работал в павильоне, а теперь - с машины.

- Ларек мой снесли, когда готовились к юбилею Смоленска, сказали, что он незаконный, - пояснил Сергей. - Взамен ничего не предложили, так что теперь я торгую во дворах. Клиенты никуда не делись, спрос есть…

Между тем в последние годы в Смоленске построено немало торговых центров и офисных зданий, где аренда помещений дешевле, чем у муниципалитета. Владельцы этой недвижимости подходят к делу по-разному, некоторые чутко следят за ситуацией на рынке и прикладывают усилия, чтобы заманить предпринимателей на свою территорию. Кстати, переезд бизнеса порой связан даже не столько с арендной платой, сколько с наличием парковки. Поставить машины в центре города трудно, на улицах работают эвакуаторы, и горожане, особенно с детьми, с недавних пор предпочитают делать закупки в крупных торговых центрах, пусть и не в центре Смоленска, зато со стоянкой.

- В сфере коммерческой недвижимости привлекательность аренды является производной от траффика посетителей, от которого зависит и потенциальный доход магазина, - пояснил гендиректор одного из смоленских гипермаркетов Денис Марченков.

Исчезновение магазина или мастерской оказывает на горожан даже более тягостное впечатление, чем повышение цен, хотя не свидетельствует о закрытии бизнеса

Наконец, продолжая тему трансформации бизнеса, нельзя не упомянуть об изменении характера деятельности. Например, небольшие строительные фирмы переключились на возведение конструкций из сэндвич-панелей, поскольку в настоящее время именно они пользуются наибольшим спросом - и в городах, и в сельской местности. Они возводятся как пристройки, объектами недвижимости не считаются, и платить с них налог на имущество не нужно. При этом полностью соответствуют нуждам фермеров и предпринимателей, которым требуется производственное помещение.

Воронежские власти дадут малому бизнесу новые преференции

Есть, впрочем, и крайне неприятные для Смоленской области перемены. По словам Елены Московцевой, в последние несколько лет наметилась новая тенденция - местные предприниматели уходят в соседние регионы. Эти люди совсем не обязательно сворачивают здесь бизнес, однако налоги платят в другом месте. Для Смоленщины, где основным для бюджета налогом является НДФЛ, это сильный удар.

Интересно, что еще десять лет назад власти уделяли сфере налогообложения большое внимание. Рассказывая о любом инвестиционном проекте, чиновники всегда отмечали: в регионе будет создано юридическое лицо, которое станет платить налоги в Смоленской области. Сейчас эта тема, судя по всему, актуальность потеряла: на территории работает огромное количество сетевых организаций, предприятий, входящих в крупные холдинги, налоги которых остаются за пределами Смоленщины. Но если в случае с банками или ретейлерами это, как правило, объясняется единым руководством, то предприниматели "уходят" туда, где выгоднее и можно воспользоваться государственной или муниципальной поддержкой, где проще решить вопрос с выделением земли и дешевле аренда помещений. Возможно, ситуацию просто никто не анализирует. Именно поэтому государственная и муниципальная поддержка направлена таким образом, что зачастую оказывается невостребованной.

- У нас подходят к малому бизнесу по столичным меркам, - говорит Елена Московцева. - Действующие программы рассчитаны на предпринимателей с оборотом свыше 60 миллионов рублей в год, а у нас таких просто нет. Точнее, может, и есть, но это уже не малый бизнес, и он просто не нуждается в той поддержке, которую в состоянии предложить наши чиновники, и не готов ради незначительной субсидии тратить время и средства на составление отчетов. У нас бизнес преимущественно не малый, а мелкий, и для него никаких программ нет. А ведь легко выяснить, сколько юридических лиц зарегистрировано и каков оборот, по данным налоговых органов. Если разделить одно на другое, окажется, что средний оборот смоленского предпринимателя - 1,5 миллиона рублей в год. Это не малый бизнес!

В Воронеже найдут способ освободить старые промышленные зоны

В этом контексте уместно снова упомянуть стоимость аренды муниципального имущества. В Смоленске она составляет в среднем 800 рублей за квадратный метр. Чтобы разместить маленький швейный цех, нужна тысяча метров, то есть около 800 тысяч рублей в год. Разве предприниматель в состоянии себе позволить такое помещение при обороте 1,5-2 миллиона рублей? Именно поэтому в Смоленске и пустует так много муниципальных помещений.

Кстати, в "Опоре России" отмечают, что и проект индустриального парка "Феникс", строительство которого планируется начать под Смоленском в этом году, мало соответствует нуждам местных предпринимателей. Мелкому бизнесу не нужны обширные производственные площади и солидные объемы электроэнергии. Он нуждается в небольших помещениях для размещения мини-пекарен, ориентированных на десяток соседних домов, различных мастерских, маленьких швейных цехов и других подобных объектов - чтобы они не мешали горожанам, чтобы подъезд к ним был удобным, а аренда недорогая. Елена Московцева отметила, что в региональном отделении организации продумывают проект технопарка, строительство которого можно было бы профинансировать за счет предпринимателей-пайщиков, однако это дело небыстрое.

Малый бизнес Смоленск Центральная Россия