По словам некоторых экспертов, подобные аукционы вполне могут проводиться по голландской системе, когда начальная цена начинает не расти, а падать. Товар получает тот, кто первый дрогнет и нажмет на кнопку. Кстати, именно в пользу голландской системы не раз высказывались представители Федеральной службы судебных приставов.
Разговоры о том, что надо изменить систему продажи имущества должников идут уже несколько лет. Сейчас сами приставы ничего не продают. Они только арестовывают вещи и направляют на реализацию в Росимущество. Оно, в свою очередь, либо самостоятельно организует торги, либо действует через специализированные организации.
Раньше основная претензия была в том, что информация о продажах арестованного имущества непрозрачна, взыскатели - а это не только государственные и коммерческие структуры, чаще обычные граждане - теряли миллиарды рублей. Сегодня о закрытости речи нет. Кто хочет навести справки, где что продается, может это сделать без особого труда. Есть официальный сайт для размещения информации о проведении торгов. Сами судебные приставы также публикуют информацию на своих сайтах.
Вот, например, последние данные. В городе Белореченск Костромской области продается дом - 45 квадратных метров с земельным участком. Цена - 400 тысяч рублей. Там же выставлен на торги земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. Площадь 764 квадратных метра. Цена вопроса примерно 600 тысяч рублей.
А в Московской области на торги выставлены два трактора "Беларусь" 2012 года выпуска. За один просят 1 миллион 200 тысяч рублей, за другой 900 тысяч рублей. Также в числе актуальных предложений Mitsubishi Pajero IO, 1998 года выпуска за 240 тысяч рублей в Омске, и там же Ford Fusion 2008 года за 333 тысячи. И так далее, и тому подобное.
Если стоимость имущества свыше 500 тысяч рублей, то проводятся торги. Когда лот интересный, то бывает, за него борется по 5-10 участников. Однако часто предложение не вызывает ни у кого желания взяться за кошелек, так что товар возвращается хозяину, то есть должнику.
- Для нас продажа арестованного товара - это исполнение судебного решения, ведь деньги уходят взыскателю, - рассказывал в свое время "РГ" руководитель одного из управлений Федеральной службы судебных приставов. - А для других организаций, которые сегодня занимаются реализацией арестованного имущества, это прежде всего вопрос получения прибыли для казны. То есть продать любой ценой им неинтересно.
Из-за этого, по его словам, аресты имущества порой становятся неэффективными. Поэтому в прошлом году был принят закон, разрешающий должникам самостоятельно продавать имущество, стоимость которого не превышает 30 тысяч рублей. Сейчас обсуждается идея повысить эту планку до 100 тысяч рублей. Мера оказалась очень эффективной. В среднем, по статистике, продается около 35 процентов арестованного имущества, отправленного на торги. На остальное покупателя не находится. Когда же за дело берется сам хозяин, продается более 80 процентов товара.
Кстати, как рассказывают в службе судебных приставов, электронные аукционы по продаже имущества уже введены в Белоруссии и Армении. Например, в Армении имущество должников продается через интернет-аукционы, которые обслуживаются независимыми и самостоятельными компаниями. Для участия в аукционе покупатель оплачивает задаток в размере 5 процентов от стоимости лота. У нас задаток может быть выше. Но конкретные детали еще надо обсуждать.