Космическая экспозиция на авиасалоне, без преувеличения, одна из самых интересных. Так, НПО им. С.А. Лавочкина также впервые в "полный рост" вместе с лунным аппаратом показывает разгонный блок "Фрегат-СБ". Эта связка выглядит настолько мощно и красиво, что невольно вспоминаешь слова легендарного нашего авиаконструктора Андрея Туполева: "Хорошо летают только красивые самолеты". Но, наверное, также хорошо должны летать и красивые космические аппараты.
На авиасалоне руководитель государственной корпорации "Роскосмос" Игорь Комаров и генеральный директор ЕКА Йохан-Дитрих Вернер подтвердили заинтересованность в реализации целого ряда совместных проектов. Так, подтверждено: первая российско-европейская миссия "ЭкзоМарс" на ракете-носителе "Протон" с использованием разгонного блока "Бриз-М" отправится к Марсу уже в январе будущего года. Вторая - в 2018 году. Согласован и график лунных миссий: "Луна-Глоб" стоит в расписании на конец 2018 - начало 2019 года, "Луна-Ресурс" - на 2020 год с орбитальным аппаратом, а сроки миссии "Луна-Грунт" сейчас прорабатываются. Более того, Россия и Европа договорились о возможности использования космодрома Восточный в будущем для коммерческих запусков.
Российский разработчик космических скафандров - НПП "Звезда" показывает новейший скафандр "Орлан-МКС" для работы в открытом космосе: он с климат-контролем - автоматической системой терморегулирования. Ничего подобного у американцев нет. Еще очень серьезная новация: резиновые оболочки скафандра заменены на полиуретановые. Те скафандры, в которых сейчас работают космонавты, рассчитаны на 15 выходов в открытый космос. А "Орлан-МКС" - до 20 и больше. Изменение претерпели и "мозги" скафандра - компьютер и программа его работы. Тестирование новой системы идет по 50 параметрам, и в случае сбоя или при необходимости все данные выдаются на новый модернизированный жидкокристаллический дисплей.
Как известно, сейчас разрабатывается новый пилотируемый корабль. Как рассказал "РГ" генеральный директор - генеральный конструктор "Звезды" Сергей Поздняков, для нового корабля и скафандры будут особые. Не такие, как "Соколы", в которых уже много лет наши космонавты летают на орбиту и обратно. Скажем, в "Соколах" есть так называемый "аппендикс-распах": космонавт туда залезает, надевает штанины и т.д. При их изготовлении отдельно делается силовая оболочка из толстого капрона, отдельно - герметичная из прорезиненной ткани.
- У нового скафандра никакого "аппендикса", - говорит Поздняков. - Силовая герметичная оболочка - из прочной полиуретановой пленки. Космонавт надевает скафандр и застегивает гермомолнию. Это принципиальное отличие: такая космическая форма проще, долговечнее.
В отличие от нынешних одноразовых "Соколов", которые шьются для каждого космонавта персонально, новый скафандр делается универсальным, то есть многоразовым. У него большой диапазон регулировок, для космонавтов самой разной комплекции.
Кстати, о новом корабле. Только что разработчик - РКК "Энергия" объявила творческий конкурс на лучшее название для "пилотника" нового поколения, который планируется использовать для полетов к Луне. Победителя определят по итогам общественного голосования и работы жюри. А главным призом станет поездка на Байконур - на запуск транспортного пилотируемого корабля "Союз" будущей весной.
Надо сказать, что на авиасалоне подписан целый ряд соглашений. Одно из ключевых - между Ракетно-космической корпорацией "Энергия" и компанией "Российские космические системы": предусматривается снижение цены на продукцию РКС для "Энергия". Что это значит? Пилотируемые полеты на МКС станут дешевле, как, впрочем, и производство космических аппаратов различного назначения.
На МАКСе-2015 огромный интерес вызывает суперновинка НПП "Звезда" - уникальная катапульта для легкой и спортивной авиации: в нештатной ситуации пилоты могут катапультироваться просто с парашютом. Аналогов в мире нет. Весит всего чуть больше 12 кг, но обеспечивает безопасное аварийное покидание пилота и пассажира на скорости полета до 400 км/час и высотах от 30 до 4000 метров. В том числе из состояния "плоского штопора" и "крутого штопора" и работает от сжатого воздуха. Как работает катапульта? Вначале примерно на 1,5-2 метра из кабины выдвигается телескопическая трубка, разбивая стекло. Она "вытягивает" за собой из кабины и члена экипажа вместе с парашютом. Его ремни безопасности при этом расстегиваются автоматически.
Предприятие показывает также авиационные катапультные кресла, в том числе кресло для истребителя пятого поколения, а также защитный шлем и противоперегрузочный костюм для пилота. Впервые демонстрируется подвесной агрегат заправки для МиГ-29К/КУБ, которые производятся по заказу индийских ВМС.
Холдинг "Вертолеты России" и ВНИИ авиационных материалов договорились разрабатывать принципиально новые материалы и защитные антиобледенительные покрытия для арктических и шельфовых вертолетов. Кроме того, будут разрабатываться инновационные системы защиты от старения и биоповреждения вертолетной техники. Благодаря этому живучесть вертолетов может повыситься в два раза.
Впервые на МАКСе показывается новый сельскохозяйственный самолет МВ-500. По словам экспертов, за последние двадцать лет до серийного производства не была доведена ни одна крылатая машина для села. Большинство застряли на стадии натурных макетов. Так что интерес к новинке вполне объясним. МВ-500 построен с применением полимерных композиционных материалов, может взлетать и садиться, как с взлетно-посадочных полос с твердым покрытием, так и с грунтовых. С его помощью можно вносить в почву не только жидкие, но и сухие удобрения. И даже, по утверждению разработчиков, сеять рис. Как говорят, в будущем этот самолет можно даже переоборудовать в беспилотник.
Резидент кластера космических технологий фонда "Сколково" - компания "Лин Индастриал" представляет сверхлегкую ракету-носитель "Таймыр", а также новейший прототип жидкостного ракетного двигателя, работающего на смеси керосина и перекиси водорода. По сути, это первая частная ракета в России. По словам разработчиков, в будущем "семейство" сможет выводить в космос от 10 до 180 килограммов полезного груза. Сейчас разрабатывается аванпроект и испытываются прототипы отдельных узлов. Первый запуск со спутником возможен в 2018 году.
Между тем
Сегодня на МАКСе пройдет День студента. Студенты и аспиранты очных отделений средне-специальных учебных заведений и вузов, а также курсанты военных училищ могут посетить авиасалон бесплатно. Регистрация - на официальном сайте МАКС-2015 - aviasalon.com.