И это не случайность, а отражение, к сожалению, преобладающего в российском обществе взгляда на эти учебные заведения как на что-то второстепенное, прибежище для тех, кто и в общеобразовательной школе особо не преуспел, и в вуз не попал.
Справедливости ради надо сказать, что такой общественный настрой в нашей стране имеет давнюю традицию, уходящую своими корнями в первые послевоенные годы. Это всегда создавало немалые проблемы, главнейшая из которых - нехватка квалифицированных кадров рабочих и техников. Однако в советское время этот дефицит не ощущался столь остро, как он ощущается сегодня.
Причин тому я вижу две. Во-первых, государство создало, поддерживало, совершенствовало систему профессионально-технического образования, которая по праву считалась одной из лучших в мире в части подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. Во-вторых, в общеобразовательных школах была налажена работа по профессионально-технической ориентации, в обществе велась популяризация рабочих профессий, специальностей. Все это давало зримый, позитивный эффект.
Кризисные явления 1990-х годов коснулись и этой сферы. Спад в экономике обернулся спадом спроса на рабочие кадры, ослаблением внимания к учебным заведениям среднего профессионального образования. Казалось бы, восстановление экономического роста должно было привести к решению этой проблемы. Однако автоматически, само собой это не произошло. В ряде отраслей, в первую очередь в машиностроении, в оборонно-промышленном комплексе, нехватка рабочих порой достигала 70 - 80 процентов. Резко снизилась доля высококвалифицированных кадров в общей численности рабочих, увеличился их средний возраст.
Такое положение нельзя охарактеризовать иначе как тревожное. В самом деле, логика современного этапа промышленного развития диктует необходимость ускоренного технологического прогресса, повышение производительности труда и качества выпускаемой продукции, умения эффективно использовать возможности, открываемые научными и производственными новациями. Для нашей страны также ключевое значение приобрела реализация стратегии и политики импортозамещения.
Все это задачи, успешные решения которых зависят не только от наличия современных инженерных, но и рабочих кадров. И тех, и других у нас в стране не хватает. По сути, возникла ситуация, которая ставит под угрозу саму способность нашей страны выйти на передовые рубежи научно-технического прогресса, стать по-настоящему конкурентными на мировых рынках высокотехнологичной продукции.
В Послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин поставил задачу: "К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями".
Вопросами подготовки и трудоустройства квалифицированных рабочих кадров активно занимаются Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей, Агентство стратегических инициатив, другие ассоциации предпринимателей. Мы, законодатели, также держим в поле зрения эту проблему, исключительно важную для экономического и социального развития страны. Какие ее аспекты нам представляются особенно важными?
Во-первых, во главу угла мы ставим совершенствование организации и функционирования системы подготовки рабочих кадров. Сейчас в России в системе среднего профессионального образования работает около 3,5 тысячи колледжей и техникумов, в них обучаются 2,8 миллиона студентов и еще примерно 500 тысяч студентов проходят обучение по этим программам в высших учебных заведениях.
При этом интерес выпускников девятых классов к среднему профессиональному образованию повышается. По данным минобрнауки, в наступающем учебном году российские регионы планируют на 200 тысяч мест, или на 41 процент, увеличить прием студентов на программы среднего профессионального образования. Это внушительные цифры.
Принята Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы. Среди ее основных целей создание условий для подготовки высококвалифицированных рабочих кадров по востребованным профессиям и специальностям. В каждом регионе реализуются программы развития профессионального образования.
Как видим, делается немало. Однако профессиональная структура и качество подготовки выпускаемых этой системой специалистов оставляют, по мнению работодателей, желать лучшего. С одной стороны, ощущается дефицит рабочих по одним специальностям и избыток по другим. Многих выпускников приходится доучивать на предприятиях, поскольку училище, колледжи, техникумы не располагают кадрами, учебной и материальной технической базой, обеспечивающей должный уровень подготовки.
Вывод очевидный. Министерствам экономического развития, труда и социальной защиты, образования и науки России необходимо отладить систему прогнозирования ситуации на рынке труда. Сформировать оперативно работающие механизмы, довести эти прогнозы до организаций среднего профессионального образования с тем, чтобы требования научно-технического прогресса, требования бизнеса находили адекватное отражение в образовательных стандартах и учебных программах этих учебных заведений. Без этого наша экономика будет постоянно сталкиваться с угрозой отставания в динамике своего технологического развития и конкурентоспособности на мировых рынках.
Модернизация среднего профессионального образования невозможна без активного участия в этой работе отечественного бизнеса. Позитивный опыт такого сотрудничества имеется. Считаю, что федеральные органы исполнительной власти и ассоциации предпринимателей могли бы обобщить и систематизировать его.
Надо признать тот факт, что экономическое и социальное развитие не ведут к существенному сокращению видов труда, выполняемых в рамках рабочих профессий. Иными словами, спрос на рабочих будет сохраняться и впредь. Другое дело, что меняется его содержание. Растет спрос на рабочие профессии, рождаемые научно-техническим прогрессом. Растут и требования к качеству подготовки таких специалистов. Из этого следует, что российское общество обязано восстанавливать и усиливать мотивацию молодежи к выбору рабочей профессии. В частности, на мой взгляд, требуется актуализировать профессиональную ориентацию в общеобразовательных школах.
Совет Федерации как палата регионов ощущает всю остроту вопросов, связанных с нехваткой на производствах квалифицированных рабочих кадров, их обучением и подготовкой. Ситуацию держим на постоянном контроле.