Изначально суть городской программы по расселению коммуналок заключалась в том, что собственники комнат проводили ряд сделок, в ходе которых покупали полноценное отдельное жилье, а оставшаяся квартира переставала быть коммунальной. На практике это выглядело так: жильцы находили единого собственника, который готов выкупить их комнаты. Помимо денег от покупателя комнат, они получали по 303 тысячи рублей субсидии на жильца. Добавив собственные сбережения, петербуржцы покупали новое отдельное жилье.
По такой схеме с 2008 года было расселено свыше 25 тысяч коммуналок, новоселье справили более 55 тысяч семей. Но система сработала не везде. В частности, квартиры в "золотом треугольнике" инвесторов находили без проблем. Многочисленные предприниматели выкупали такое жилье под мини-отели или офисы.
Но особенность доходных домов Петербурга, а именно они составляют основу дореволюционного жилфонда, в том, что квартиры уж очень многокомнатные. В Коломне или в неприглядных домах по Лиговскому проспекту легко обнаружить коммуналки на восемь-девять комнат. Такое жилье отдалено от достопримечательностей и делового центра и непривлекательно для инвесторов. Многокомнатную квартиру сложно приобрести для жилья. В частности, городская программа оставляет за собственником право первоочередного выкупа. Расселять по такой схеме двушки и трешки получалось без проблем: одна семья съезжала по программе, а другая добавляла субсидию для выкупа соседской комнаты. Безусловно, определенную сумму еще требовалось доплатить, но если речь шла об относительно небольшой квартире, то деньги были незапредельные, тем более что люди выкупали только метры в комнатах, а общая территория - кухня, коридор, ванная - фактически доставалась им бесплатно. Популярность такого хода подтверждает и статистика. По данным правительства Петербурга, 70 процентов всех сделок с недвижимостью в коммуналках - это именно выкуп недвижимости у соседей.
Квартиру в четыре и более комнаты на таких условиях выкупить тоже можно, но это значительно сложнее, поскольку сумма доплаты оказывается сопоставимой с покупкой полноценной квартиры. Плюс ко всему, даже если находился сторонний инвестор, готовый за фантастические деньги выкупить семикомнатную квартиру, требовалось согласие абсолютно всех жильцов.
По данным жилищного комитета Петербурга, сейчас на учете состоит более восьми тысяч семей, которые хотели бы съехать, но не получили "добро" от соседей по квартире. И это только те сделки, которые дошли до начальной стадии оформления. А сколько соседей изначально отказались переезжать из-за желания остаться в историческом центре, возможности сдавать комнату арендаторам или просто из вредности!
Как следует из официального сообщения жилищного комитета, именно ради семей, ставших заложниками соседей, программу изменили. Теперь желающие съехать могут получить субсидию, а их соседи продолжат и дальше жить в коммуналке. Высвободившиеся комнаты владельцы имеют право продавать по своему усмотрению.
В то же время в Петербурге и раньше существовала программа по выделению субсидий тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий. И люди стояли за этими деньгами в отдельной очереди. Если коммуналки расселяли в течение двух лет, то ждать субсидии приходилось и того дольше.
В жилищном комитете подчеркивают: окончательно от идеи расселения квартир город не отказался. Первоочередное право на участие в программе имеют те жильцы, кто получил согласие от всех соседей. Сейчас в Петербурге проживает свыше трех тысяч таких семей.
Новые правила позволят отдельным семьям решить жилищный вопрос, но в перспективе программа не будет ликвидировать коммуналки вообще. Комнаты в таких квартирах смогут покупать новые собственники, которые со временем сами получат право вставать на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий и претендовать на субсидии. Правда, вероятность, что новые правила станут лазейкой для тех, кто хочет внепланово получить бюджетную помощь, невелика. Очередь двигается крайне медленно, и надеются на нее те, кто не имеет другой возможности хоть как-то решить жилищный вопрос.
Алексей Ковалев, депутат Законодательного собрания Петербурга:
- Ключевая проблема в том, что в Петербурге выделяется мало средств на помощь гражданам в улучшении жилищных условий. В то же время сама система распределения ресурсов очень сложная. Если по специализированным программам еще наблюдается какое-то движение, то с общей очередью ситуация катастрофическая. В этом году впервые за пять лет жилищный комитет включил в план на расселение 225 семей. Для этого потребовалось вмешательство Заксобрания и прокуратуры. На мой взгляд, в Петербурге необходимо сформировать внятную очередь для всех нуждающихся. По принципам социальной справедливости нуждающихся следует распределить по двум потокам: экстренный и общий. Но пока о внедрении такой системы говорить сложно. При любом вмешательстве в дела, связанные с распределением жилья, приходится сталкиваться с колоссальным сопротивлением.