Эти мастерские находятся в самом центре столицы Северной Осетии. Филиал открылся 15 лет назад по инициативе художественного руководителя - директора Мариинки, знаменитого дирижера Валерия Гергиева.
Корреспондент "РГ" побывал за "кулисами" этого необычного предприятия и узнал от художника-технолога филиала Нины Черчесовой, как создаются костюмы, диадемы, кокошники и цилиндры для легендарных спектаклей.
- Осетинские мастера веками шили национальные наряды, украшенные золотыми и серебряными нитями, камнями и кружевом, и это умение пригодилось их потомкам для работы на ведущий театр России. К тому же пошив костюма у нас стоит дешевле, чем в Санкт-Петербурге, - поясняет Черчесова.
Трудятся здесь всего 12 мастеров. Они уже сшили около четырех тысяч костюмов для множества постановок. Среди них - "Борис Годунов", "Чародейка", "Левша", "Евгений Онегин", "Царская невеста", "Пиковая дама".
- Мы работаем заочно - получаем из Санкт-Петербурга фото артиста и его размеры. Шьем без примерок. Но к нашей чести могу сказать, что перешивов у нас практически нет. Как правило, если они и происходят, то из-за того, что артист после отпуска сильно худеет или полнеет. Открою вам маленький секрет. Вместе с размерами приходит описание, на какой материал у актера есть аллергия. И тогда мы ищем замену этой ткани. Параметры каждого актера уже знаем наизусть.
Художник делает иногда по четыре эскиза костюма к опере. Так что приходится становиться в какой-то степени соавтором художника.
Самой трудоемкой работой в нынешнем году был пошив костюмов к новому спектаклю "Пиковая дама", премьера которого состоялась весной на сцене Мариинского театра. Для него изготовили около 70 женских и мужских костюмов. Идея сценической одежды принадлежала санкт-петербургской художнице Ирине Чередниковой.
- Порой нам представляют эскизы с нереальными конструкциями или вообще без деталей, - поясняет закройщик Татьяна Филькевич. - И наш маленький коллектив начинает кропотливую работу. Шили мы костюмы к спектаклям о войне. Новую одежду искусственно состаривали, обливали жидкостью, имитирующей кровь, обжигали. За 15 лет наш коллектив сшил сценических туалетов более чем к 30 спектаклям. С годами костюмы актеров изнашиваются, поэтому приходится возвращаться к старым эскизам и восстанавливать платья.
Каждый готовый наряд - произведение искусства. Специально для фондов филиала мастера изготавливают по одному костюму, сшитому для постановок Мариинки. Теперь здесь настоящий музей, который насчитывает 45 туалетов. В планах - провести большую выездную выставку костюмов из разных спектаклей. Зрители такую экспозицию увидят впервые. Но чтобы ее провести, нужна поддержка чиновников.
Между тем
Самый маленький костюм, сшитый в осетинской мастерской, был 46-го размера, а самый большой - 64-го. На один наряд уходит от 20 до 50 метров тесьмы или кружева.