Габриэль Гарсиа Маркес, легендарный колумбийский литератор, признанный по многим опросам читателей и критиков лучшим писателем ХХ века, долгие годы находился "на карандаше" американского ФБР. Такую версию изложила газета "Вашингтон пост", уточнив, что американская контрразведка вела слежку за автором культового романа "Сто лет одиночества" в течение 24 лет вплоть до середины 1980-х.
В соответствии с американским законом о свободе информации "Вашингтон пост" обратилась в Федеральное бюро расследований с запросом о наличии такого досье на Маркеса, который ушел из жизни в прошлом году. В результате выяснилось, что досье действительно существовало. Бюро рассекретило и передало журналистам 137 страниц конфиденциальных материалов. В отношении еще 133 файлов из досье до сих пор действует особый гриф секретности и их содержание не раскрывается. Стало известно, что слежка за Маркесом, который не скрывал своих левых взглядов, была начата по личному распоряжению основателя бюро Эдгара Гувера в 1961 году.
Тогда, как говорится в досье, "худой и усатый" колумбиец приехал в США. Он поселился на Манхэттене в Нью-Йорке вместе со своей музой и подругой жизни Мерседес Барча Пардо и двухлетним сыном, платил 200 долларов в месяц, проживая в дешевом отеле. Будущий друг многих мировых лидеров, включая Кастро, Клинтона, Миттерана, лауреат Нобелевской премии, награжденный ею за создание произведений "магического реализма", как раз начинал свою литературную карьеру. Он только написал свое первое знаменитое произведение "Полковнику никто не пишет". Это были годы безденежья для будущего патриарха мировой литературы: чуть позже он даже заложит свою машину, уйдя со службы, отдав деньги жене и сосредоточившись на работе над своей главной книгой "Сто лет одиночества".
В рассекреченных документах так и не уточняется, было ли открыто на Маркеса уголовное дело. Как замечает "Вашингтон пост", непонятно и главное - по какой причине целых 24 года, даже после того как он стал нобелевским лауреатом, за писателем велась слежка и "набухало его досье". Впрочем, внимание американских спецслужб он мог привлечь еще в конце 1950-х годов, написав прогремевшую на всю Латинскую Америку статью о посещении Советского Союза. Показательно название этого материала: "СССР: 22 400 000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы!" Маркес тогда увлекся коммунистическими идеями и говорил, что самые интересные люди в мире живут в России.
Однако более вероятной представляется версия о том, что Габриэль Гарсиа Маркес, или, как его ласково называли, Габо, пострадал из-за своей дружбы с кубинскими революционерами во главе с Фиделем Кастро. Покорять Нью-Йорк он отправился, получив командировочное удостоверение революционного кубинского агентства "Пренса Латина". В материалах указывается, что только в 1961 году досье пополнялось показаниями девяти информаторов, сообщавших в бюро о каждом шаге Маркеса.
Досье "пестрит" интересными деталями, обнажая "проколы" американской контрразведки. ФБР "откровенно" спотыкалось в литературном мире, изначально думая, что имя писателя было Хосе. Даже его секретное досье называлось "Хосе Гарсия Маркес". В другом случае, когда агенту ФБР было необходимо обновить в секретном досье фотографию повзрослевшего и, главное, уже "не худого писателя", агент просто скопировал суперобложку одного из самых продаваемых романов Маркеса и поместил этот "портрет" в файл, скрепив его печатью "секретно". Агенты издевались над "ограниченным английским" писателя.
В графе "приметы" сотрудники ФБР были немногословны: "Носит усы". Новость о существовании такого досье помещает "Габо" в компанию его кумира Эрнста Хемингуэя, Джона Стейнбека, за которыми следили спецслужбы США. Недавно стало известно, что бюро целых 15 лет держало под колпаком известного писателя Нормана Мейлера, фиксируя все аспекты его жизни начиная от кода домофона и заканчивая его выступлениями на ток-шоу. Агенты также высказывались о его произведениях, называя их "горькими и непристойными". Этих и многих других известных литераторов и деятелей культуры ФБР в эпоху Гувера "вело", организуя слежку, вскрывая их почту, так и в непонятых американским обществом "собственных целях".
К слову, авторитетные американские СМИ, не боясь "папы" Гувера, упрекали его в том, что он задействует ресурсы мощного бюро для политического сыска, подавления инакомыслия, использования незаконных методов для получения информации. Даже если речь шла о далеких от шпионажа и секретов уважаемых в США и в мире людях.