Предлагается проанализировать возможность исключения дублирующих функций и объединения контрольно-надзорных органов "по сферам деятельности". Также планируется делегировать часть полномочий на уровень субъектов РФ. "Тенденцию к укрупнению и слиянию контрольных ведомств мы видим уже несколько лет, - говорит Екатерина Смирнова, адвокат юридической группы "Яковлев и Партнеры". - Яркий пример тому контролирующие органы в антимонопольной сфере и тарифо-образования: первоначально ФАС были переданы функции Рособоронзаказа, теперь в состав ФАС вошла ФСТ". Сейчас обсуждаются очередные решения по объединению конт-рольных функций. Вице-премьер России Ольга Голодец на днях сообщила: "Решения пока нет, как только они будут приняты, они тут же будут озвучены. Все время идет проработка этих вопросов. Речь идет о передаче функций Росздравнадзора, Роспотребнадзора, обсуждается тема функций Россельхознадзора, где они должны быть. Мы внимательно следим, чтобы количество надзора сокращалось, чтобы контроль шел только по самым принципиальным моментам". Она также отметила, что функции Роструда должны быть федеральными и едиными для всей страны. Хотя это ведомство также числится в рядах тех, чьи функции контроля могут подвергнуться реформированию. "Власть идет по пути передачи функций в одно окно (ЦБ, ФАС и прочее) и создания так называемых мегарегуляторов. Видимо, этот путь будет продолжен", - говорит Никита Исаев, директор Института актуальной экономики.
Первые шаги в наведении порядка в этой сфере уже сделаны. Сейчас на общественном обсуждении находится проект нового федерального закона о государственном и муниципальном контроле (надзоре). Документ призван систематизировать контрольно-надзорную деятельность. В проекте закрепляются понятия федерального государственного контроля, регионального государственного и муниципального контроля; прописываются полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления; порядок оценки результативности и эффективности контроля; организация национальной системы управления рисками при осуществлении контроля и надзора; периодичность проверок; формы контроля и надзора. Вступление в силу федерального закона запланировано с 1 января 2017 года, за исключением его отдельных положений.
Сейчас преградой для проведения излишних проверок выступает прокуратура. Процент отклоненных прокуратурой запросов на внеплановые проверки колеблется от 20 до 50. На коллегии Генпрокуратуры 24 марта президент РФ Владимир Путин сообщил, что в 2014 году органы прокуратуры выявили и пресекли более 143 тыс. нарушений законодательства о защите прав предпринимателей. По итогам этого совещания было дано поручение по проведению апробации новой системы контроля в ряде "пилотных" регионов. В ближайшее время будет проанализирован опыт Крыма и Севастополя, которым были переданы полномочия федеральных контрольных ведомств.
Министр Михаил Абызов, который курирует экспертный совет при Белом доме и занимается реформой контрольно-надзорной деятельности в составе правительственной комиссии по административной реформе, сообщил, что в ближайшее время все контрольно-надзорные органы должны подготовить аналитическую информацию об эффективности работы территориальных подразделений по ряду параметров, в том числе по затратам на проведение одной проверки. "При планировании самой работы нужно всегда оценивать соотношение затраты - эффект от реализации каждой конкретной функции", - считает Николай Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС.
Текущая система контрольно-надзорной деятельности по разным расчетам "стоит" российской экономике в терминах непосредственных издержек бизнеса от 1,5% (по оценкам НИУ ВШЭ, 2011) до 7,5% ВВП (по оценкам "ОПОРЫ России", 2013). В России довольно разветвленная сеть контрольных органов. "Наиболее многочисленные контрольные органы исполнительной власти. В настоящее время их количество вместе с контрольными структурами подведомственных учреждений составляет более 18 тыс., а численность контролеров приближается к 1 млн сотрудников", - говорится в аналитической записке "О совершенствовании системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", подготовленной РАНХиГС. При этом работа контролеров не является высокооплачиваемой, что создает коррупционные риски. "Если просто взять деньги, которые выделяются на осуществление функций по контролю и надзору, и разделить на штатную численность контролеров, то в среднем на одного контролера выделяется 59 тысяч рублей в месяц. Это не только зарплата, это налоги и содержание рабочего места, содержание помещения. Если все эти расходы вычесть, останется 20-30 тысяч рублей. Это означает, что контролеры имеют большой стимул удовлетворять не интересы государства, а свои интересы", - считает Сергей Плаксин, заместитель директора Института государственного и муниципального управления дирекции по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ.
Основная проблема заключается в том, что проверок много, а реального контроля мало. Анализ ВШЭ показывает, что проверка одним ведомством одной организации проводится примерно раз в 5-6 лет; в среднем по федеральным контрольным органам этот показатель равен 4%. То есть одна проверка организации проводится в среднем раз в 25 лет. Усилить контроль, сократив количество проверок, можно с помощью риск-ориентированного подхода. Предложения ВШЭ состоят в том, чтобы выделить типы подконтрольных объектов высокого или особого риска (например атомные станции, нефтеперерабатывающие или химические заводы) и ужесточить для них регулирование по сравнению с действующим режимом. И наоборот, контроль над объектами среднего и низкого уровня риска необходимо упростить. По оценке аналитиков, переход к оценке рисков при определении параметров контроля позволит сократить на 40% количество проверок, на 30% - количество контролеров и на 20% - расходы государства.