Иван Владимирович, как малый и средний бизнес будет с 1 октября получать доступ к лесным участкам?
Иван Валентик: Субъекты малого и среднего предпринимательства будут участвовать в аукционах и по их результатам заключать договоры купли-продажи лесных насаждений для коммерческой заготовки древесины.
Дело в том, что прежнее законодательство ставило малому бизнесу достаточно жесткие рамки. Небольшим предприятиям было сложно конкурировать с большими компаниями на аукционах по продаже лесных участков. Вся лесозаготовка в стране велась на основе договоров аренды. А по условиям таких договоров арендаторы должны были выполнять более 70 процентов всех работ по восстановлению и воспроизводству лесов, а на это нужны дорогостоящая техника, специалисты. Так, в 2014 году их затраты на данные цели превысили 5 миллиардов рублей, в то время как из федерального бюджета на эти цели было направлено 2,6 миллиарда, а из бюджетов субъектов - только 1,4 миллиарда.
Понятно, что найти такие деньги на это малому бизнесу сложно. Поэтому в ходе аукционов на право заключения договора аренды участков леса небольшие лесозаготовительные предприятия оказывались в заведомо проигрышной позиции по сравнению с крупными холдингами.
Но даже если малое предприятие все же проходило конкурс, ему предстояло преодолеть еще немало сложностей. Надо было составить проект освоения лесов, провести лесоустройство, а на это нужен кредит. Да и по ряду причин сложно получить прибыль, на которую предприниматель рассчитывал изначально.
В апреле 2013 года эту проблему в числе других вопросов обсуждали в ходе заседания президиума Госсовета по вопросам развития лесного комплекса в Улан-Удэ. По итогам заседания президент России дал поручения внести изменения в Лесной кодекс РФ для создания благоприятных условий работы МСП в сфере лесозаготовки. Подготовленные новые правила призваны уравнять шансы небольших предприятий с крупными лесопромышленными компаниями.
Теперь договоры купли-продажи будут краткосрочными - до одного года. Кроме того, условия заключения договоров должны быть предусмотрены нормативными актами регионов. То есть регионы сами будут определять, в каких случаях можно войти в лес на льготных условиях. А плата за пользование участками будет определяться по результатам аукционов с учетом регионального коэффициента, который необходим для определения расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. У каждого региона размер коэффициента будет свой, но расчет стоимости работ по охране леса и лесовосстановлению будет вестись по единой методике, которую разработало Правительство России.
При этом лесной участок в аренду малым предпринимателям предоставляться не будет. Поэтому небольшие лесозаготовительные предприятия фактически освободят от обязательств по проведению кадастрового учета, лесоустройства и других процедур, сопутствующих аренде. В этом заключается одно из важных преимуществ для малого бизнеса.
Вместе с тем принятый закон впервые вводит в лесное законодательство для краткосрочного пользования принцип "срубил - заплати государству за воспроизводство леса". Таким образом удалось адаптировать лежащий в основе арендных отношений в лесу принцип "срубил - посади" применительно к краткосрочным договорам купли-продажи лесных насаждений.
Поддержка малого бизнеса позволит в целом повысить эффективность лесного хозяйства страны. Как отметил недавно вице-премьер Александр Хлопонин, новый закон позволит увеличить объем заготовки древесины на 10 процентов и может приносить бюджету страны около 1 миллиарда рублей ежегодно.
В России заработала Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины (ЕГАИС). Что изменилось для заготовителей, переработчиков леса?
Иван Валентик: Как известно, незаконные рубки причиняют большой ущерб экосистемам, лесному комплексу, снижают уровень жизни жителей лесных районов. Нелегальный оборот древесины наносит ущерб экономике страны - это невыплаченные налоги и упущенная выгода.
Учитывая обширную территорию России, у каждого дерева инспектора поставить невозможно - это дорого и неэффективно. Но через определенные системные меры объем незаконных рубок можно свести к минимуму. И таким системным решением стало как раз введение ЕГАИС, которая должна исключить доступ нелегально заготовленной древесины на рынок лесоматериалов.
Сейчас мы запустили портал www.lesegais.ru, на котором обязан зарегистрироваться каждый продавец и покупатель древесины. В электронную систему заранее внесены договоры аренды участков, купли-продажи лесных насаждений - все документы на право пользования лесным участком, а также лесные декларации и отчеты об использовании лесов. Также в систему в электронном виде подается декларация о сделке с древесиной, проще говоря, документ о том, кто, что и у кого купил или продал. Подача электронной декларации обязательна и для продавца, и для покупателя. Любой договор аренды, купли-продажи, госконтракт будут иметь историю в этой системе. Пользователи, не зарегистрированные в ЕГАИС, не имеют право на сделки. Оборот лесоматериалов на рынке станет прозрачным.
При этом ЕГАИС задумывалась как межведомственный инструмент. Доступ к информации имеют МВД, таможенная служба, налоговая инспекция, Росфинмониторинг. Система ориентирована на то, чтобы вся информация о сделках была доступна налоговым и правоохранительным органам. Уже сегодня крупные лесопереработчики понимают это и исключают возможность приобретения древесины сомнительного происхождения.
Какой эффект вы ожидаете от внедрения ЕГАИС и когда?
Иван Валентик: Все идет по графику. К 1 января 2015 года обеспечена работа портала, с 1 июля - возможность декларирования сделок с древесиной. Окончательно механизм контроля и выявления партий древесины, которые имеют неустановленное или сомнительное происхождение, заработает к 1 января 2016 года, когда вступит в силу административная ответственность за эти нарушения.
В идеале все должно работать таким образом, что древесина, которая в какой-то момент появляется на ЦБК или проходит через таможенный пункт, должна иметь сопроводительные документы и сведения декларации о сделке. И любое уполномоченное должностное лицо сможет по этим данным найти в ЕГАИС данные: где росло дерево, кто его срубил, продал, купил и так вплоть до каждого факта. Если информацию по конкретной партии в системе найти не получится, то она будет считаться заготовленной нелегально со всеми вытекающими последствиями в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.
Если же говорить об эффекте, то прямой ущерб в результате незаконных рубок в России ежегодно оценивается примерно в 10 миллиардов рублей. Мы рассчитываем, что ЕГАИС позволит сократить нелегальный оборот наполовину за пять-шесть лет. Только за счет этого государство сэкономит около 5 миллиардов рублей. Повторюсь, эти цифры связаны только с прямым ущербом. После введения ЕГАИС мы прогнозируем и увеличение законной заготовки, потому что освободятся производственные мощности, ранее занятые нелегальным сырьем. Значит, будут расти налоговые отчисления.
Но ЕГАИС, наверное, все равно не панацея в борьбе с незаконными рубками?
Иван Валентик: Здесь все меры хороши. Нужно увеличить численность лесной охраны. Но, к сожалению, сегодня бюджеты многих регионов не позволяют пойти на это.
Есть еще один момент. До 1 июля 2014 года в законодательстве не было ограничений по продаже гражданами древесины, которую они приобретали для собственных нужд по льготной стоимости. Поэтому малый и средний бизнес часто скупал у населения большие объемы леса за бесценок. Нелегальный оборот только в этом сегменте достигал 20 миллионов кубометров в год, это 10 процентов от всего объема заготовленной в России древесины.
После того как год назад мы ввели ограничения, объем заготовленной гражданами древесины сократился на 20 процентов по сравнению с показателями 2013 года. В пяти российских регионах сейчас не заключается вообще ни одного договора по заготовке древесины для нужд населения. В 79 регионах в договоры купли-продажи лесоматериалов для собственных нужд уже внесены условия, запрещающие их дальнейшую продажу. В некоторых субъектах предусмотрена административная ответственность для граждан, которые продали лес с нарушением требований. Установлены неустойки за нецелевое использование древесины. В стране в целом создается эффективная система по формированию легального рынка.
При этом у людей, живущих в селе, конечно, осталась возможность заготавливать древесину для собственных нужд, но не для продажи ее на сторону.
Какие регионы лидируют по незаконным рубкам?
Иван Валентик: Нас беспокоят регионы, близкие к КНР, где большой спрос на древесину. Работает множество маленьких пилорам, организованных китайскими предпринимателями. В Приморье не очень большие цифры в "кубатуре", но там беда с незаконными рубками ценных пород и их продажей за границу. Раньше дуб монгольский и ясень маньчжурский экспортировались в КНР без ограничений. Сейчас необходимо получить разрешения Росприроднадзора. Традиционный антилидер - Иркутская область. Среди нарушителей Свердловская, Вологодская, Кировская, Томская области. Объем нелегальных заготовок - более полумиллиона кубов за прошлый год.
Подготовлен законопроект, который предусматривает наделение должностных лиц Рослесхоза полномочиями по отмене недостоверных актов лесопатологического обследования, которые проводятся в регионах. Планируем сделать акты проверок публичными. Понятно, что каждое назначение рубки не проверим, но все равно будут складываться картина и система. По этому законопроекту есть поправки правительства, мы их отработаем, и надеемся, что документ будет принят осенью.
Готов и другой законопроект, по которому Рослесхоз сможет привлекать к административной ответственности представителей государственной власти в регионах за нарушения в управлении лесным комплексом.