"Мы сохранили облик старого минарета, - говорит глава Духовного управления мусульман Российской Федерации, - в память о стоявшей здесь главной московской мечети, построенной еще в 1904 году. Это место намоленное".
У Равиля хазрата очень усталый, но, безусловно, счастливый вид. С этой мечетью у него связана половина жизни. Почти 30 лет назад он стал ее имам-хатыбом, настоятелем, более 20 лет возглавляет духовное управление мусульман, 10 лет строит новое здание мечети. И вот осталось всего две недели. Скоро праздник.
День открытия мечети - 23 сентября предваряет главный мусульманский праздник - Курбан-байрам. Он начнется 24 сентября (в десятый день месяца Зуль-Хиджа 1436 года по мусульманскому летоисчислению). В этот день миллионы мусульман приносят жертвоприношения, вспоминая подвиг покорности Богу пророка Авраама, собиравшегося принести в жертву своего сына. Всевышний заменил эту жертву на агнца. И мусульмане закалывают овец в память об этой замене.
Каждый год в Курбан-байрам десятки тысяч московских мусульман (в последние годы это число переваливало далеко за сто тысяч) приходят на проспект Мира. Старая мечеть вмещала 500 человек, остальные молились на улице, заполняя коленопреклоненными рядами все окрестные переулки. Новое здание мечети в 20 раз больше. Это вообще одна из крупнейших мечетей Европы. Особо эмоциональные прихожане утверждают, что самая большая. Впрочем, то же говорят и грозненцы о своей мечети "Сердце Чечни", и махачкалинцы о Джума-мечети своего города. Я спорить не буду. Кто же захочет спорить с чеченцами или дагестанцами?
Но факт остается фактом: такой мечети в Москве никогда не было. В Москве всего шесть мечетей. Самая старая - Историческая мечеть в Замоскворечье на Большой Татарской улице. Есть еще мечеть на Поклонной горе, две построены в Отрадном, действует мечеть при резиденции иранского посла. И вот эта - главная в городе, соборная. Мусульмане называют такой свой храм Джума-мечеть, то есть Пятничная мечеть, потому что пятница - праздничный для мусульман день, как у христиан воскресенье, а у иудеев - суббота. День коллективной молитвы.
Мало ли шести мечетей для города, где мусульман, по разным подсчетам, от полумиллиона до двух? Мало.
Много ли, если считать, что Москва - город преимущественно православной культуры, и строительство мусульманских храмов с полумесяцем на минаретах меняет архитектурный и исторический облик города? Достаточно, считают трепетно относящиеся к московским традициям горожане.
Но город меняется. По словам муфтия Равиля Гайнутдина, это понимают теперь и в московской мэрии. На одном из недавних совещаний говорилось о том, что есть необходимость построить еще один храм - не в исторической части города, а скорее в Новой Москве. Москва прирастает мигрантами. Это волнует татарскую общину столицы не меньше, чем других москвичей. Может, и больше. Старичков-татар - "бабаев", как уважительно говорят о них в татарской среде, теснят в мечетях молодые мигранты из Средней Азии и наши соотечественники с Кавказа. Многие из них живут в Москве временно. Но молиться им все равно где-то надо. Тем более что говорить о том, что миграционный поток в столицу в обозримом будущем заметно иссякнет, увы, не приходится. Новая старая мечеть и будет местом, где старожилов и новых москвичей объединит единая вера - ислам и единая цель - работать на благо России. Подпольные молельные дома с непонятно (или наоборот - понятно) откуда взявшимися проповедниками вряд ли являются местами, где формируется общероссийская идентичность.
В старом столичном Выползовом переулке мечеть существует уже 111 лет. И никогда не закрывалась. Место под строительство когда-то выкупили московские купцы Хабибулла Акбулатов и Сабирзян Бакиров, построил мечеть купец Салих Ерзин. И сегодняшние имамы говорят не о новой мечети, а о новом здании старой. Она и название сохранит традиционное - Московская Соборная мечеть. Переименовывать не будут.
Но это абсолютно другое здание. Стены старого храма были настолько ветхими, что несколько лет назад рухнули. Теперь на их месте шестиэтажное здание, построенное с учетом технологий уже XXI века. Первый этаж - инженерные службы, предусмотрена экологическая очистка воздуха во всем здании, проведены современные коммуникационные линии, системы уборки здания. На втором этаже разместится просторный конференц-зал, сюда же переедут временно и службы Духовного управления мусульман Российской Федерации. И его находящееся по соседству старое здание находится в аварийном состоянии. Надо строить вместо него новое. "Инша Аллах" - даст Бог, - построим и его!" - говорит муфтий Равиль Гайнутдин.
А пока он, явно гордясь, показывает третий этаж мечети. Здесь молельный зал. Он огромен и величественен. В росписи - не только арабская вязь, но и традиционный для народов России цветочный орнамент. Казанцам Фиринату Халикову и Марату Максудову принадлежит художественный образ здания мечети. Концепция дизайна оформления соборного зала и религиозно-философский смысл оформления стен кораническими текстами разработаны имамом-каллиграфом из Турции Хусейном Кутлу и моим собеседником, муфтием Гайнутдином. Поэтому в высоченных 78-метровых минаретах проглядывают архитектурные композиции башен Московского Кремля и казанской Сююмбике. Работали над возведением здания турки - фирма "Монарт", отделкой фасада занимались российские каменщики из компании "Навек", а залов - фирма "Наккаш" Салиха Эртеша. Мечеть получилась очень российской, хотя зеленый и белый гранит везли из Канады, пилили в Китае, а мрамор был доставлен из Турции. Большой вклад в строительство московской мечети внесли казахстанцы, личную заботу проявил Нурсултан Назарбаев. Но с особой благодарностью руководитель Духовного управления мусульман России говорит о предпринимателе Сулеймане Керимове. Мечеть построена на выделенные им благотворительные средства, а это заметно больше 100 млн долларов.
Четвертый, пятый и шестой этажи мечети, куда доставляют семь скоростных лифтов, - балконы, нависающие над главным молельным залом. А выше - огромный золотой купол. Такие бывают только у мусульман и православных. А под куполом - витражи с вязью коранических строк.
Мы с муфтием одновременно подняли головы и увидели, как сквозь вязь Корана пробивается в зал свет московского солнечного дня.
Ислам в Москве - не пришлая религия.