Нет, жюри не удостоило "Франкофонию" своим вниманием, и мастер остался в Петербурге, уже думает над новым сценарием.
Возможно, проблематика фильма оказалась жюри не по зубам. Возможно, то место в фильме, где автор рассуждает о кардинальных различиях между цивилизациями христианской и мусульманской, показалось некоторым членам жюри недостаточно политкорректным. Возможно, кого-то раздражил энтузиазм, с которым фильм был встречен залом, и он был воспринят как давление на жюри. Но каждый кадр фильма вызывал у жюри раздражение. Кто-то из рефери даже предлагал снять картину с обсуждения.
Мы говорили долго. Об эволюции/деградации больших фестивалей. О насилии, которое захлестывает кинематограф и отчего-то фестивалями поддерживается. О заметных глазу переменах в настроениях Европы даже за те немногие годы, которые прошли со времен венецианского триумфа "Фауста" Сокурова. И о непонятной робости прессы, которая все чаще трусливо уклоняется от обсуждения самых судьбоносных вопросов. Об этой беседе подробнее - в ближайшее время.
Пока констатируем: один из самых важных и для автора и, уверен, для мирового сообщества фильмов Сокурова оказался не понят жюри Венецианского фестиваля и им не принят. Возможно, картина получит какие-то награды от общественных организаций, и еще не объявлен лауреат приза ФИПРЕССИ. Известно только, что "Франкофония" признана лучшим европейским фильмом Федерацией кинокритиков Европы и стран Средиземноморья.
- Для меня самое главное сейчас - сохранить возможность работать в России, в Европе, - горько сказал мне Александр Сокуров. - Сил все меньше, но очень многое еще хочется сделать в кино. У меня много замыслов, но так мало союзников...
Заключительная церемония Венецианского фестиваля в субботу в 20:00 по московскому времени. Тогда мы и узнаем имена фаворитов жюри под председательством Альфонсо Куарона.
Кадры из фильма "Франкофония"