15.09.2015 00:48
Экономика

Оборот рынка факторинга в сегменте малого бизнеса упал на 33% за год

Доля малого и среднего бизнеса в обороте факторинга сокращается
Текст:  Евгения Носкова
Российская Бизнес-газета - : №36 (1015)
Оборот рынка факторинга в сегменте малого и среднего бизнеса упал на 33% за год, отмечается в обзоре Ассоциации факторинговых компаний (АФК). По итогам первого полугодия 2015 года он составил 133 млрд руб. (в исследовании были собраны данные 30 организаций, которые формируют 75% оборота рынка).
Читать на сайте RG.RU

В АФК отмечают, что прозрачность рынка факторинга в сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ) продолжает снижаться. В исследовании не приняли участие факторы, занимающие прочные позиции в сегменте (банк "ФК Открытие" (включая присоединенный Банк "Петрокоммерц"), Кредит Европа Банк и др.). Оценка реального объема факторинговых операций с МСБ осложнена также и тем, что факторы старались минимизировать риски будущих потерь, приостанавливая финансирование клиентов. По оценкам АФК, за пределами исследования около 17 млрд руб. оборота.

Оборот российского факторинга по итогам первого полугодия упал на 16%

Совокупный оборот российского факторинга в январе-июне 2015 года составил 830 млрд рублей, доля сегмента МСБ в этом обороте составила 16%. По сравнению с первым полугодием прошлого года она сократилась на 4%. Клиенты сегмента МСБ оказались наиболее чувствительны к ужесточению риск-менеджмента факторов. В новых условиях последние не готовы удовлетворять растущий спрос на факторинговое финансирование.

Совокупный факторинговый портфель, сформированный клиентами сегмента МСБ, составил 42,4 млрд руб. (по состоянию на 01.07.2015). По сравнению с июлем прошлого года он потерял 37%. Что касается отраслевой структуры, по сравнению с первым полугодием 2014 года соотношение долей торгового, неторгового сектора и реверсивного факторинга с МСП-дебиторами в обороте сегмента по итогам января-июня текущего года практически не изменилось. Неторговый сектор составляет 47% (плюс 6 п.п. за год), торговый - 51% (минус 7 п.п.), "реверс" продолжает стагнировать - 1,5%.

В совокупном портфеле сегмента МСБ динамика торгового и неторгового секторов находится в диапазоне статистической погрешности, отмечается в обзоре. Это, как считают в АФК, может свидетельствовать о результативности программ поддержки факторинговых операций в неторговом секторе МСП Банком. Средства, выделенные в 2014 году, продолжили работать и в первом полугодии 2015 года. Аналитики считают, что в ближайшие 12 месяцев отраслевая картина сегмента начнет меняться вслед за либерализацией отраслевых условий предоставления фондирования со стороны МСП Банка.

"В отраслевой структуре преобладают по-прежнему такие традиционные для факторинга отрасли, как производство и продажа продуктов питания и строительно-отделочных материалов, - отметила директор дирекции инновационного развития НФК Дарья Николаевская. - Некоторые из компаний, несмотря на снижение платежеспособного спроса со стороны населения, увеличивают с помощью факторинга свои обороты, пользуясь тем, что ряд компаний рынок покинули - ниши освобождаются, и происходит перераспределение рынка".

Эксперты рассказали о преимуществах электронного факторинга в бизнесе

За отчетный период услугами факторинга воспользовались свыше 3 тысяч малых и средних компаний и индивидуальных предпринимателей, что составляет 61% от совокупной клиентской базы рынка (около 6100 компаний). В сегменте малого и микробизнеса на одного клиента за 6 месяцев 2015 года приходится от 9 до 49 млн руб. оборота, в сегменте среднего бизнеса - до 200 млн руб. В портфелях факторов задолженность клиента, представляющего миро- и малый бизнес, находится в диапазоне от 3 до 17 млн руб. (на 01.07.2015), средний бизнес - до 117 млн руб.

"Спрос на факторинг со стороны МСБ в I полугодии в первую очередь связан с ограничением доступности источников финансирования, - отметила Дарья Николаевская. - В связи с ужесточением условий кредитования, а также с сокращением сроков отсрочки платежей со стороны поставщиков многие предприятия столкнулись с проблемой нехватки ликвидности. Это привело к тому, что компании сегмента МСБ, которых эти проблемы коснулись в первую очередь, стали искать новые источники финансирования, к числу которых относится и факторинг". Кроме того, добавила эксперт, отдельные компании осознанно отказались от кредитов в пользу "быстрого" и "гибкого" финансирования.

Малый бизнес