Первым шагом нововведений в деятельности учреждений стал переход к оказанию услуг и работ в соответствии с едиными перечнями. За их формирование и утверждение будут отвечать федеральные министерства. Уже сейчас перечни утверждены по всем отраслям (наука, образование, здравоохранение и др.). Ознакомиться с ними можно на общероссийском сайте www.bus.gov.ru. Принцип, который был заложен в их основе, - максимальная детализация услуг исходя из всех возможных условий и форм их оказания.
Напомним, ранее со стороны государственных органов власти отсутствовали какие-либо требования к формированию перечней услуг субъектами РФ и муниципалитетами, что приводило к тому, что однотипные услуги в разных городах могли носить различное наименование. В худшем случае их нельзя было сравнивать по причине возможности их дробления или, наоборот, излишнего укрупнения. Теперь же унификация подхода будет способствовать тому, что все учреждения в России будут оказывать единообразные услуги.
Помимо установления однотипных наименований для каждой услуги и работы в перечне также устанавливаются количественные и качественные показатели. Под первыми понимаются показатели, которые определяют количество оказываемой услуги. Например, количество обучающихся, количество койко-дней, количество вызовов. Качественные показатели позволяют оценивать качество услуги. Установление одновременно как количественных, так и качественных показателей является очень важным моментом для процесса оказания услуги. Их значения доводятся до учреждения при помощи государственного задания. При этом различные учреждения не вправе отказаться от его выполнения. За исполнением задания ведется строгий контроль со стороны учредителя, при выявлении случаев неисполнения установленных показателей возможно применение к той или иной организации административных мер вплоть до сокращения финансирования с нового года. Таким образом, задание должно стать действенным механизмом, который позволяет вести постоянный мониторинг процесса оказания услуг и выполнения работ для населения. Задания по каждому учреждению находятся в открытом доступе, информация по ним постоянно обновляется на официальном сайте для размещения информации о деятельности учреждений.
Со следующего года изменения также затронут и механизм финансирования госучреждений. Теперь на первый план выходят нормативы на одного потребителя, сформированные с соблюдением установленных стандартов к качеству оказания услуги. Появляется надежда на то, что население все-таки будет получать услуги должного качества, а не как сейчас, когда предоставляют то, что может быть обеспечено возможностями бюджета. К примеру, ранее расчет нормативов осуществлялся от "обратного": норматив по услуге просто подгонялся под объем имеющихся средств.
Теперь же, начиная со следующего года, например, при расчете стоимости одного посещения библиотеки будут учитываться нормы трудозатрат работников (библиографа, работника отдела хранения и др.), а также нормы материальных запасов и основных средств (затраты на читательский билет, канцелярские принадлежности, столы для чтения и др.), которые действительно будут соответствовать стандарту качества библиотечного обслуживания населения. С 2016 года нормированию также подлежат и общехозяйственные расходы, например, коммунальные расходы.
Рассчитанный таким способом норматив является базовым. Он един для всех учреждений одного региона или муниципалитета. Отдельные особенности услуги будут учитываться посредством использования отраслевых коэффициентов. Например, услуга по предоставлению общего образования на дому, исходя из логики вещей, будет стоить бюджету дешевле, чем аналогичная услуга, предоставляемая в очной форме, так как нет ряда расходов, в частности коммунальных. Учитывая, что в рамках одного региона тарифы и цены на товары и услуги могут существенно отличаться по причине территориальной специфики отдельных территорий, предполагается использовать территориальные коэффициенты.
Законодательством закреплено, что каждый субъект РФ (муниципалитет) сам будет нести ответственность за формирование и утверждение нормативов. Неплохо было бы закрепить данное полномочие за федеральными министерствами, чтобы по аналогии с перечнями услуг они принимали и нормативы в курируемых ими сферах. Сейчас, чтобы обеспечить одинаковый подход, федеральные министерства обязали разрабатывать лишь общие требования к определению нормативов. Что тоже хорошо, однако это не решает проблемы с возможными рисками неправильной трактовки установленных требований, возможных ошибок в расчетах, непониманием всех требований и стандартов (образовательных стандартов, ГОСТов, СанПиНов и т.д.) со стороны субъектов РФ и муниципалитетов.
Все эти нововведения вступают в силу начиная с 2016 года и должны исключить многие недостатки действующей системы оказания государственных и муниципальных услуг. Основная цель ясна - сделать процедуру расчета объема финансирования учреждения наиболее прозрачной на основе "реальных" нормативов. Это может стать отправной точкой к улучшению качества услуг для населения.
Как будут работать все эти новшества на практике, покажет время. Ожидается, что руководители учреждений смогут работать в новых реалиях и повысят эффективность деятельности учреждений. От этого в итоге выиграем и мы с вами как потребители оказываемых ими услуг.