Первый в России завод по производству электромобилей может быть построен в Санкт-Петербурге. В конце августа в городском Комитете по инвестициям была создана рабочая группа по реализации инвестиционного проекта строительства завода. В нее вошли представители профильных комитетов администрации Санкт-Петербурга, а также ГУП "Горэлектротранс", "Ленэнерго", "Россети" и "Аккумуляторная компания "Ригель". Сейчас разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта и рассматриваются несколько площадок для строительства. "По предварительным расчетам, объем необходимых инвестиций в завод составляет 50 млн долл. Ориентировочный срок окупаемости - 10 лет", - сообщила руководитель рабочей группы, председатель Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Ирина Бабюк. Предполагается, что на начальном этапе завод будет выпускать тысячу автомобилей в год. Типы выпускаемых электромобилей будут варьироваться в соответствии с потребностями заказчика. Оператором проекта выступит "Аккумуляторная компания "Ригель".
Свой проект электромобиля есть и у АвтоВАЗа, Lada El Lada была запущена в серийное производство в 2012 году. До конца этого года производитель планирует представить второе поколение автомобиля на базе универсала Lada Kalina. Автомобили планируется выпускать только под заказ.
Самым же известным производителем электромобилей в мире остается американская Tesla Motors. Стоимость популярной модели Tesla Model S в России находится в диапазоне от 100 до 155 тыс. долларов, в зависимости от комплектации. Недавно создатель компании Элон Маск рассказал о планах компании выпускать со следующего года бюджетную версию электромобиля, однако ее стоимость все равно ударит по карману - от 35 тыс. долларов.
"Сегодня в РФ около 250 владельцев Tesla, - рассказали "РГБ" в Российском Tesla-клубе. - Покупая эту машину, владелец, как правило, заранее решает для себя вопрос зарядки в своем бизнес-центре или в подземном паркинге своего дома. Ресурс батареи Tesla таков, что заряжать ее в течение дня нет необходимости". Нужны ли зарядки на автозаправках? Вопрос, аналогичный тому, нужны ли зарядки для мобильных телефонов. В Tesla-клубе считают, что нет, т.к. зарядка идет долго, и она должна происходить в таком месте, где владелец намерен оставить машину - у парков, у яхт-клубов, у бизнес-центров.
"Тренд на развитие транспорта на электротяге просматривается во всем мире, - отметил директор дилерского центра Mitsubishi РОЛЬФ Сити Владимир Мирошников. - В тех странах, где правительство активно поддерживает этот сегмент и есть инфраструктура для эксплуатации электромобилей, этот рынок активно растет. В России пока объективных предпосылок для бурного роста электротранспорта нет". Как рассказал эксперт, ежегодные продажи компактного электромобиля Mitsubishi i-MiEV, например, в России исчисляются десятками. Однако со временем и наш рынок созреет для электромобилей, а популяризация экологичных видов транспорта должна идти рука об руку со строительством инфраструктуры для его использования. "Определенные шаги в этом направлении уже сделаны: например, нулевые пошлины на ввоз электромобилей. Теперь в этом направлении сделан еще один шаг - программа развития сети электрозаправок", - добавил Мирошников.
Генеральный директор дивизиона "Химки" ГК "АвтоСпецЦентр" Алексей Гуляев рассказал, что автовладельцы отмечают недостаточную мощность аккумуляторов даже современных электромобилей в сравнении с бензиновым двигателем. Непопулярны и гибридные машины. "Характерной особенностью российского рынка является высокая стоимость машин с гибридным двигателем, в то время как во всем остальном мире цена "гибридов" не отличается от прочих авто, - отметил эксперт. - В связи с этим фактором немногие покупатели могут позволить себе их приобрести. Из-за малой распространенности гибридных авто и электромобилей в России новая услуга на АЗС вряд ли будет пользоваться спросом, а значит, установка оборудования не будет окупаться". Гуляев также обратил внимание на то, что АЗС являются местами повышенной пожароопасности из-за наличия на них горючих материалов. "Владельцам заправок необходимо будет тщательно контролировать техническое состояние колонок для зарядки электромобилей, чтобы исключить угрозу возникновения возгорания. В Европе, где "гибриды" и электрокары более популярны, чем в РФ, подобные колонки установлены не за АЗС, а возле парковок и в других общественных местах, где можно оставить авто заряжаться на длительное время", - отметил он.