16.09.2015 12:44
Кинократия

В российский прокат выходит фильм опального иранского режиссера

Текст:  Юлия Авакова
На российские экраны выходит, безусловно, интересный фильм иранского режиссера Джафара Панахи. Он был высоко отмечен международным сообществом - на 65-м Берлинале он получил "Золотого медведя". Опальный режиссер, снявший картины "Это не фильм" и "Закрытый занавес", где прослеживается последовательная критика существующего в стране режима, даже после вступления в силу официального запрета на осуществление профессиональной деятельности, не отступился от реализации своих творческих планов.
Читать на сайте RG.RU

3.0

Кадры из фильма "Такси" режиссера Джафара Панахи

С одной стороны, подобное упорство - настоящий акт гражданского мужества, говорящий о верности человека своим идеалам и своему призванию. Появление подобных картин свидетельствует о необходимости развития и усложнения диалога с обществом как таковым, об актуальности разработки новых идей, так как прежние, годами проверенные, перестают давать ответы на новые вопросы, сформулируемые условным духом времени.

В Москве с 17 по 20 сентября пройдет фестиваль исландского кино

Однако не может не смущать столь пристальное внимание международной общественности к работам режиссера. Человека, который, судя по всему, честно пытается разобраться в хитросплетениях происходящего с иранским обществом на этическом уровне, как кажется, используют в качестве "совести нации", создателя "экспортных" образов, очень кстати совпадающих с сугубо критическим западным взглядом на происходящее в Иране.

Главный герой киноповествования - сам Джафар Панахи в роли таксиста. Согласно легенде фильма (а он представляет собой вольное развитие его биографии), ему ничего не остается, кроме как осваивать новую для себя профессию. Камеры, установленные в салоне автомобиля, регистрируют все, что происходит в новом мире, ограниченном габаритами транспортного средства и происходящего за окном. На фоне городских пейзажей Тегерана перед нами проплывает череда пассажиров. Характерность и колоритность персонажей делают само наблюдение за их поведением самодостаточным, завершенным действием, не нуждающимся в нагромождении дополнительных смыслов. Тем не менее они есть везде - и становятся изрядно навязчивыми в своем запрограммированном однообразии.

Хитрый торговец пиратскими копиями фильмов; вор, в разговоре с чопорной учительницей оправдывающий практику смертной казни за воровство; жена, везущая попавшего в аварию мужа в больницу и заинтересованная в получении видеозаписи устного завещания в свою пользу - при том, что опасность для его жизни миновала; старый сосед, не решающийся сообщить в полицию о грабеже, чтобы не привести преступников прямиком на эшафот… Каждый пытается найти свою собственную меру компромисса с тем обществом, в котором ему приходится жить, - таково, как кажется, одно из главных посланий режиссера. Другим посланием, гораздо ярче проявляющим свою сущность за газообразной завесой критики режима, становится мысль о том, что главная борьба разворачивается в душах людей. Их склочность, мелочность, недовольство всем и вся, злопамятность и мстительность расцветают пышным цветом при наличии малейшей питательной среды.

Премьеры недели: "Бегущий в лабиринте" и "Орлеан" на пороге бури

Один из самых запоминающихся и сильных образов картины - "племянница" таксиста - девочка лет десяти, сочетающая в себе детское простодушие, просыпающееся восточное кокетство и бескомпромиссность суждений. В школе учительница дает задание - снять фильм. У творческой работы есть ограничения: лента должна рассказывать о чем-то добром, обходиться без откровенных сцен, насилия, негативных проявлений современной реальности, не затрагивать экономические и политические вопросы. К внешности главного героя предъявляются еще более формальные требования. Происходящее в этот день с главными героями показывает и нам, и девочке, что те самые благородные люди, о которых и нужно снимать фильм, не всегда носят бороды и одеты в партикулярное платье.

Как человек творческий режиссер ратует за отмену цензуры, за открытое обсуждение многих социальных вопросов, правдивость искусства и прочее. Этот шаг насколько благородный, настолько и опрометчивый. Каждому видится что-то свое в будущем, лишенном существующих ограничений. И это "что-то" соответствует собственному культурному уровню и интеллектуальным запросам. Человеку прекраснодушному, сформированному в личностном плане тем государством, которое он ныне критикует, выросшему на хорошем кино - пусть с трудом, но доступном, - не видится за своими призывами опасности очевидных негативных последствий. В случае кардинального изменения общественных установок (а устранение контроля будет четким сигналом к коренному пересмотру установок идеологических) - на головы выросших на "хорошей пище" граждан посыпется все то, противостоять чему у них нет ни навыков, ни опыта.

Рецензии