3.0
Кадры из фильма "Такси" режиссера Джафара ПанахиС одной стороны, подобное упорство - настоящий акт гражданского мужества, говорящий о верности человека своим идеалам и своему призванию. Появление подобных картин свидетельствует о необходимости развития и усложнения диалога с обществом как таковым, об актуальности разработки новых идей, так как прежние, годами проверенные, перестают давать ответы на новые вопросы, сформулируемые условным духом времени.
Однако не может не смущать столь пристальное внимание международной общественности к работам режиссера. Человека, который, судя по всему, честно пытается разобраться в хитросплетениях происходящего с иранским обществом на этическом уровне, как кажется, используют в качестве "совести нации", создателя "экспортных" образов, очень кстати совпадающих с сугубо критическим западным взглядом на происходящее в Иране.
Главный герой киноповествования - сам Джафар Панахи в роли таксиста. Согласно легенде фильма (а он представляет собой вольное развитие его биографии), ему ничего не остается, кроме как осваивать новую для себя профессию. Камеры, установленные в салоне автомобиля, регистрируют все, что происходит в новом мире, ограниченном габаритами транспортного средства и происходящего за окном. На фоне городских пейзажей Тегерана перед нами проплывает череда пассажиров. Характерность и колоритность персонажей делают само наблюдение за их поведением самодостаточным, завершенным действием, не нуждающимся в нагромождении дополнительных смыслов. Тем не менее они есть везде - и становятся изрядно навязчивыми в своем запрограммированном однообразии.
Хитрый торговец пиратскими копиями фильмов; вор, в разговоре с чопорной учительницей оправдывающий практику смертной казни за воровство; жена, везущая попавшего в аварию мужа в больницу и заинтересованная в получении видеозаписи устного завещания в свою пользу - при том, что опасность для его жизни миновала; старый сосед, не решающийся сообщить в полицию о грабеже, чтобы не привести преступников прямиком на эшафот… Каждый пытается найти свою собственную меру компромисса с тем обществом, в котором ему приходится жить, - таково, как кажется, одно из главных посланий режиссера. Другим посланием, гораздо ярче проявляющим свою сущность за газообразной завесой критики режима, становится мысль о том, что главная борьба разворачивается в душах людей. Их склочность, мелочность, недовольство всем и вся, злопамятность и мстительность расцветают пышным цветом при наличии малейшей питательной среды.
Один из самых запоминающихся и сильных образов картины - "племянница" таксиста - девочка лет десяти, сочетающая в себе детское простодушие, просыпающееся восточное кокетство и бескомпромиссность суждений. В школе учительница дает задание - снять фильм. У творческой работы есть ограничения: лента должна рассказывать о чем-то добром, обходиться без откровенных сцен, насилия, негативных проявлений современной реальности, не затрагивать экономические и политические вопросы. К внешности главного героя предъявляются еще более формальные требования. Происходящее в этот день с главными героями показывает и нам, и девочке, что те самые благородные люди, о которых и нужно снимать фильм, не всегда носят бороды и одеты в партикулярное платье.
Как человек творческий режиссер ратует за отмену цензуры, за открытое обсуждение многих социальных вопросов, правдивость искусства и прочее. Этот шаг насколько благородный, настолько и опрометчивый. Каждому видится что-то свое в будущем, лишенном существующих ограничений. И это "что-то" соответствует собственному культурному уровню и интеллектуальным запросам. Человеку прекраснодушному, сформированному в личностном плане тем государством, которое он ныне критикует, выросшему на хорошем кино - пусть с трудом, но доступном, - не видится за своими призывами опасности очевидных негативных последствий. В случае кардинального изменения общественных установок (а устранение контроля будет четким сигналом к коренному пересмотру установок идеологических) - на головы выросших на "хорошей пище" граждан посыпется все то, противостоять чему у них нет ни навыков, ни опыта.