Авто, еще авто
По количеству личных автомобилей Подмосковье занимает третье место в стране после Камчатки и Приморского края. На каждую тысячу жителей области приходится 323 машины (к слову, Москва, где на то же количество граждан зарегистрировано 297 авто, занимает 10-ю строку общероссийского рейтинга). Со столь глобальной автомобилизацией населения можно было бы мириться, если бы ежегодно подмосковные жители не приобретали еще по 300 тысяч новых машин, которые тоже нужно где-то парковать.
О введении платной парковки губернатор области Андрей Воробьев впервые заявил еще в прошлом году, мотивировав это решение обилием жалоб жителей на хаотично заставленные машинами улицы. Доходит до абсурда: Ленинградское шоссе, например, со всем своим транзитом иной раз в час пик едет быстрее, чем некоторые улицы Химок, где на обочинах и остановках общественного транспорта брошены железные кони жителей. По данным регионального минтранса, до 40% автомобилей на улично-дорожной сети и до 53% во дворах припаркованы с нарушениями, которым сопутствуют пробки и многочисленные мелкие аварии.
За и против
У платной парковки в Подмосковье есть и противники, и сторонники. Первых - больше. "Голосовать рублем за бездарную градостроительную политику, которая велась в области на протяжении последних десятилетий, недопустимо", - считает депутат Мособлдумы Игорь Чистюхин. Люди не виноваты в том, что дома им построили, а паркинги - нет. Яркий пример - микрорайон Павшинская пойма в Красногорске. Когда его начинали строить, будущим новоселам показывали красивый проект: три многосекционных дома и шесть просторных парковок, чтобы на всех хватило. Что в Павшинской пойме сейчас? Три многосекционных дома и... еще шесть таких же. Про парковки строители напрочь забыли. Поэтому машинами местных жителей заставлены дворы, тротуары, газоны, детские площадки и половина проезжей части.
А вот в люберецкой управляющей компании, обслуживающей жилой район у пристанционной площади, платных парковок ждут как манны небесной. УК нужно ежедневно вывозить мусор, и это каждый раз - лотерея: проедет мусоровоз между легковыми машинами, припаркованными в три ряда, без происшествий или опять поцарапает чью-то собственность. Коммунальщики уже и судились из-за порчи чужого имущества, и уезжали, оставив переполненные мусором контейнеры, потому что подъехать к ним не было возможности. Плата за стоянку у железнодорожной станции эти проблемы снимет.
Почем парковка?
Несмотря на то что в Химках, Балашихе и Одинцове вопрос о введении парковок за деньги уже решен, работа над концепцией платного парковочного пространства в области продолжается. Тарифы обещают ввести прогрессивные - от 30 до 80 руб. в час, в зависимости от благосостояния конкретного города и дефицита парковочных мест на каждой конкретной улице.
В муниципалитетах, за которыми в конечном итоге остается последнее слово, подчеркивают - речи о том, чтобы взять карандаш, очертить на карте квадрат и сказать: вот здесь все будет платным, не идет. В Химках, например, в зону платной парковки попали 10 улиц. "Мы вводим плату там, где плотный конечный трафик, - на привокзальной площади, у парков и часто посещаемых гражданами государственных учреждений", - говорит замдиректора МБУ "Химдор" Вячеслав Погонин. В число последних, кстати, входит улица Панфилова, где расположен городской Пенсионный фонд. Весь его периметр заставлен машинами, среди которых нередко можно заметить дорогие внедорожники. Но это не химкинские пенсионеры внезапно разбогатели. Это, не давая пройти старикам и мешая общественному транспорту, паркуются жители близлежащих домов.
Альтернативы нет
О том, будут ли востребованы платные стояночные места в Подмосковье, до сих пор идут споры. Руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский уверен, что в любом областном городе платная парковка захватит не более 3-4 самых проблемных улиц. "Ее введение целесообразно лишь тогда, когда спрос на парковочные места выше, чем предложение, что наблюдается, например, у торговых центров или социальных объектов", - уверен эксперт. В остальных случаях парковки обречены стоять полупустыми. Даже в перенаселенной Москве заполняемость платных стоянок не в центре сегодня не превышает 70%. В Подмосковье она будет гораздо ниже.
К тому же в столице большая часть дворов, попадающих в платную зону, давно обзавелась шлагбаумами, не пропускающими на дворовую территорию чужие машины. У жителей области возможностей обезопасить свои дворы от посторонних выхлопных газов гораздо меньше. Во-первых, шлагбаумы устанавливаются исключительно за счет собственников. А во-вторых, в Подмосковье другой тип застройки. Москвичи живут в "кубиках", въезды в которые ограничены дворовой инфраструктурой или заборами учреждений и магазинов. Чтобы перекрыть доступ посторонним, бывает достаточно поставить два шлагбаума на весь двор. У жителей Подмосковья сквозные квартальные дворы - зачастую только на один жилой дом приходится два въезда. Закрыть все "дыры" у людей просто денег не хватит. А это значит, что, когда платная парковка уберет машины граждан с проезжей уличной части, все они окажутся во дворах. Другой альтернативы нет.
Впрочем, как утверждают в областном минтрансе, вхождение в проект платного парковочного пространства - дело исключительно добровольное. "Окончательное решение о введении платных парковок на своей территории принимают муниципалитеты, и если они посчитают, что им это не нужно, никто принуждать не будет", - пообещал замминистра транспорта региона Юрий Фельде.
Кстати
Штраф за нарушение правил платной парковки в Подмосковье планируется установить, как в столице, - 2,5 тыс. руб. Власти считают, что жителям это будет по силам. В пример приводится Санкт-Петербург, где за неоплату парковки штрафуют на 3 тыс. руб., а уровень жизни питерцев сравним с подмосковным.