- Нашей школе 27 лет, - рассказывает директор школы Татьяна Вяткина. - И на протяжении всего этого времени Валерий Александрович занимается росписью стен. Сначала в блоке начальной школы, потом постепенно живопись распространилась на все три этажа.
Как объясняет самодеятельный художник, каждому этажу - своя тема. Там, где занимаются малыши, царит сказка, нарисованы "портреты" Царевны-Лягушки, царя Салтана, авангардного взвода под командованием дядьки Черномора, Бабы Яги и конька-горбунка. Другой этаж - географический, с океанами и джунглями, которые иллюстрируют природное зонирование. Третий - исторический, с картинами из жизни неандертальцев, стрельцов Ивана Грозного и так далее. Больше всего художник гордится своими пейзажами.
- Работа, посвященная временам года, учит школьников беречь природу, - объясняет пенсионер. - Через эти рисунки я говорю им: "Любите природу, она источник знаний и всей нашей жизни". Если не относиться к ней добросовестно, то за год можно ее так замусорить, что миллионами разведутся змеи и черви, и природа умрет. Я рисую, чтобы этого не произошло. Вот, например, лесничий дежурит, следит за чистотой и сохранностью леса, выращивает животных. Вот мама-медведица ловит рыбу и кормит своих медвежат. А вот про меня сюжет: до пенсии я работал в школе искусств и воспитывал молодых художников, и здесь изобразил занятие на пленэре.
По его словам, за кисти он взялся, чтобы не сидеть в пустой школе ночь напролет без дела - и с тех пор перешел на ночной творческий образ жизни. Рисовал и рисовал, покрывая красками скучные стены. Сейчас, по приблизительным подсчетам, его творчество занимает тысячу кв. метров. Возможно, это рекорд, и екатеринбургская школа может претендовать на первенство в категории самых цветных учебных заведений.
- Одна стена - 10 метров и 3,40 высотой. Один удар кисточки покрывает краской один кв. сантиметр. А теперь подсчитайте, сколько миллионов мазков я нанес, сколько души в это дело вложил, сколько энергии, - задает задачу художник.
Зачем он это делал? От необоримой тяги к творчеству, когда "руки тянутся к перу, перо к бумаге". Преодолевая сопротивление руководства - сменяющих друг друга директоров, постоянно ухаживал за своими фресками, как за малыми детьми. На каждое ночное дежурство выходил, вооружившись кистями и красками, чтобы закрасить следы времени и плоды "рукоприкладства" юных вандалов.
- Школьники не сильно понимают, зачем все эти красоты на стенах. Усы подрисовывают, скверные слова пишут, гвоздиками тычут, пачкают, - жалуется техничка. - Да и краска со временем отваливается.
А художник жалуется, что эстетические ценности прививаются юному поколению не так быстро, как хотелось бы: "Записки мне подкидывали на вахту - "Даже я рисую лучше, чем ты". Портят стены, что тут поделаешь?"
Кроме того, "километр росписей" вызывает ежегодные замечания со стороны пожарных инспекторов - из-за пожароопасной масляной краски. Так что доживут ли расписные стены до следующего учебного года - большой вопрос.
Как показывает жизнь, судьба такого самодеятельного творчества печальна. К примеру, в прошлом веке в Екатеринбурге трудился "народный дворник России и панк-скоморох всея Руси" старик Букашкин, его холстом стал весь город: он расписывал бетонные заборы, мусорные баки и гаражи. Самодельные книжки Букашкина вошли в библиотечные фонды, в том числе библиотеки Британского музея. В Екатеринбурге открыт музей его имени, где хранятся фотографии полусотни фресок, созданных Букашкиным сотоварищи. Но от самих "монументальных" росписей не осталось ровным счетом ничего...
Скоротечное искусство - к такому разряду искусствоведы относят четвертьвековые труды школьного сторожа. И судьба таких самодеятельных росписей, которые выполняются если и не с мастерством, то с душой, одна, и она незавидна: их больше нет. Эксперты смогли вспомнить один-единственный пример, когда труд энтузиаста не пропал: настенные самодеятельные росписи в цехах "Уралмашзавода" рабочие сохраняют и обновляют, считая частью истории "завода заводов".
- Обидно, что этот титанический труд школьного сторожа канет в Лету. Но что тут можно сделать, кроме фото- или видеофиксации? - размышляет Наталья Чикунова, директор Екатеринбургского музейного центра "Гамаюн". - Единственный выход - искать энтузиастов, которые готовы взять шефство над этими росписями. Быть может, школьный кружок рисования готов организовать школьный музей настенной живописи. Может, найдется какая-нибудь изостудия, практику в этой школе могут проходить студенты. Одним словом, надо искать волонтеров.